Молодость, юность — в одежде терновой, Выпита чаша до дна. Вечная память мне смертным покровом, Верую, будет дана. (из стихотворения мученицы Татианы Гримблит, 1932 г.)

10 декабря в храме пророка божия Илии соборным богослужением отмечалась память новомучеников и исповедников Радонежских. Возглавил Божественную Литургию и молебен епископ Видновский Тихон. Ему сослужили благочинный Сергиево-Посадского округа, настоятель Ильинского храма протоиерей Игорь Завацкий и священники благочиния.

Кроме этого, у памятника «Пострадавшим в годы гонений и репрессий» был отслужен молебен новомученикам и исповедникам Радонежским, а также заупокойная лития по всем убиенным в годы гонений. Богослужение возглавил клирик Успенского храма города Сергиева Посада протоиерей Александр Хлебников. Среди присутствующих на нём был игумен Адроник Трубачёв (внук расстрелянного отца Павла Флоренского).

В своём слове к присутствующим в храме владыка Тихон подчеркнул, что «земля преподобного Сергия Радонежского всегда притягивала к себе людей своей глубокой духовностью. Так было во все времена. Так произошло и в годы лихолетия XX века. Даже после закрытия обители монахи и миряне стремились сюда, под покров Преподобного. Изгнанные из Лавры монахи разошлись по всей стране и стали тем корнем, который укреплял верующих в эти безбожные времена».

В конце богослужения владыка Тихон вручил благодарственные грамоты «За жертвенную помощь в возрождении духовной жизни Московской епархии, а также за особые труды по борьбе с коронавирусной инфекцией» настоятелю Никольского храма деревни Малинники протоиерею Сергию Дидковскому, клирику Алексиевского храма города Хотьково иерею Сергию Демину и начальнику 5-го филиала госпиталя имени Вишневского подполковнику медицинской службы Александру Березину.

В настоящий день в собор новомучеников и исповедников Радонежских, согласно патриаршему календарю, входят 81 человек, которые служили и молились в Троице-Сергиевой лавре и в храмах нашего края.

Именно в этот день — 10 декабря 1937 года — на печально известном Бутовском полигоне были расстреляны 11 из них. Это последний наместник Лавры архимандрит Кронид (Любимов) и иеромонахи обители, а также приходские священники. В связи с этим в 2011 году празднование собора новомучеников и исповедников Радонежских было внесено в месяцеслов.

Конечно, этот список далеко не полон, поскольку через Сергиев Посад как центр православия прошло в XX веке огромное количество людей, в том числе канонизированных нашей Церковью. Стоит отметить, что мученичество с самого начала признавалось Церковью особым видом святости. Само слово «мученик» переводится с греческого как «свидетель». Эти люди свидетельствовали о Христе всей своей жизнью даже до смерти, перенося зачастую нечеловеческие пытки и страдания.

К мощам мучеников и к местам их захоронений христиане с самых первых веков относились с особым благоговением. Бескровная Жертва часто совершалась прямо на месте погребения воина Христова. В этих местах возводились часовни и храмы, где прославлялся подвиг погребённого здесь святого мученика. Со временем это вошло в традицию, и на 7-м Вселенском Соборе (787 г.) было принято каноническое правило, по которому каждый храм должен был обязательно освящаться на мощах мучеников. И по сей день каждая Божественная Литургия совершается в храме на антиминсе, в который вшиты мощи святого.

В 20-40 годы XX века исповедовать свою веру было большим мужеством, поскольку советская власть все подобные действия трактовала как «контр революционные». Открытый выбор «отрекаешься от Христа или смерть», как в ранние годы христианства, встречался разве что в самые оголтелые революционные годы. Затем человека просто методично и страшно ломали, искореняя любое проявление веры. Тюрьмы, ссылки, лишения в правах, публичные поношения, расстрелы… Всё это испытали на себе миллионы верующих людей в совсем ещё недавнем прошлом.

Например, священномученик Феодор Дорофеев (в этом году отмечается 135-летие со дня его рождения) служил диаконом в селе Выпуково и священником в селе Константиново. Он получил пять лет тюрьмы только за то, что после закрытия храма продолжал служить по домам верующих односельчан. Мученица Татиана Гримблит была расстреляна в 33-летнем возрасте. Всю свою жизнь она посвятила служению обездоленным. Работала медсестрой в Константинове и собирала средства на помощь заключённым. Советской власти не нужны были христиане, ей нужны были либо атеисты, либо люди, публично не проявляющие своей веры.

Один из первых учителей Церкви Тертуллиан писал, что «кровь мучеников — семя христиан». Из этого семени от времён апостолов до наших дней произрастает вся последующая жизнь Церкви, и мученичество есть продолжение апостольского служения миру. XX век явил новый неисчислимый сонм свидетелей веры Христовой, гораздо больший, чем за всю историю Русской Церкви. Все они сейчас предстоят пред Богом, и молятся за нас. Поэтому, когда мы вспоминаем подвиг новомучеников, должны помнить, что именно они явились тем плодотворным семенем, благодаря которому сегодня существуем мы и наша Церковь.

Священник Дионисий Семенцов