Какой он, детсад современности? Есть ли в нём место для мужчин и строгих методов воспитания? Кто расскажет об этом лучше и компетентнее, чем подмосковный «Воспитатель года»? Марина РЕШЕТОВА, успешно представившая Сергиев Посад и детсад № 35 на конкурсе профмастерства, поделилась своим видением дошкольного образования XXI века.

Визитная карточка

Марина Решетова родилась 7 мая 1988 г. в Санкт-Петербурге. Окончила Московский педагогический государственный университет по специальности «учитель начальных классов и английского языка». Профессиональная переподготовка: Институт международных социально-гуманитарных связей по специальности «воспитатель». В детском саду № 35 работает с 2013 года. Имеет высшую квалификационную категорию. Своим профессиональным кредо считает: «Думай как ребёнок, поступай как взрослый». Обладатель звания «Воспитатель года Подмосковья-2020». Детей пока нет, всю себя отдаёт своим воспитанникам.

— Почему именно вы участвовали в конкурсе «Воспитатель года»?

— Почему выбрали именно меня, честно говоря, не знаю. Старший воспитатель предложила поучаствовать, отказаться я не смогла. Конкурс «Воспитатель года» — отличная возможность набраться опыта и поделиться своим.

— В чём суть конкурсного отбора?

— Сначала мы приняли участие в заочном этапе. Отправляли видеоролик о себе и ссылку на свой сайт. Я представляла проект «Чудесный мир народной игрушки». Потом мы проводили мастер-класс с педагогами и студентами, после чего я попала в число десяти лучших, которые проводили открытые занятия, писали сочинение и участвовали в круглом столе.

— Погрузите читателя нашей газеты в этот «чудесный мир»…

— Мы знакомим детей с игрушками. Это и есть тот самый чудесный мир. Малая, но интересная часть, о которой мы говорили на занятии, — игрушки-дергунчики, вариант марионеток со слабо скреплёнными деталями на ниточках. Мы изучали игрушки стран мира. К этому мы подходим постепенно. Сначала обращаем внимание на местную игрушку — богородскую, матрёшек, работы хотьковских мастеров. Затем переходим к российской — дымковской, филимоновской, а после — к культурам других народов.

— Как родилась идея?

— Во многом спонтанно. Дети путешествуют с родителями. Мальчик привёз щелкунчика из Германии — так родилась идея собирать и изучать иностранную игрушку. На мастер-классе изготавливали четыре игрушки — немецкий Щелкунчик, итальянский Пиноккио, японская кукла Кокеши и шведская лошадка. Шаблоны я создавала сама.

— А что интересного смогли почерпнуть на конкурсе?

— Меня заинтересовал мастер-класс рисования эбру — на воде. Хочется попробовать, как и рисование тканями. Мне кажется, это удастся внедрить в свои уроки.

— Давайте немножко о вас. Как проходило становление воспитателя года?

— Родилась я в Санкт-Петербурге, затем с семьёй переехала в Сергиев Посад. Закончила пединститут, после чего у меня появилась возможность поработать в русской воскресной школе в Швеции. Там я их знакомила с русскими сказками, праздниками, традициями. Затем я вернулась сюда в 2013 году и попала в этот чудесный детсад № 35, в который ходила моя племянница. И об этом не жалею.

— Чем отличается детсад настоящего от детсада прошлого в лучшую сторону?

— Свой детсад я плохо помню. Но чего точно не было в нашем детстве — это технических средств обучения. Интерактивной доски, например, стола, где можно смотреть презентации, видеофильмы, мультфильмы. Всё это нам помогает совершать увлекательные путешествия хоть в музей, хоть в другой город, хоть в космос! Даже в прошлое к динозаврам — и туда можно.

— А тяжело ли работать с современными детьми, у которых есть практически всё?

— Я стараюсь включать народную игрушку во все виды учебной деятельности. Как раз этого у них дома нет. И она им очень близка. Детям интересно не только играть, но и делать её самим.

— А если ребёнок саботирует занятия?

— Вовлекаем игрой. Такой у нас педагогический метод.

— Меня ставили в угол. Страшно подумать, за антисоветчину и неуважение к Ленину.

— Мы стараемся воспитывать детей инициативных, творческих, самостоятельных, чтобы они не стеснялись высказываться, сами придумали что-то новое. У нас после завтрака есть мероприятие «Утренний круг», где дети сами рассказывают, чем бы хотели днём заняться. Это мнение учитывается.

— То есть прямая демократия?

— В принципе, да.

— Означает ли это, что строгость и дисциплина из детсада ушли навсегда?

— Дисциплина из детсада никуда не денется. У нас соблюдается режим, к которому дети привыкают.

— А у педагога режим есть? Хватает ли ему времени на жизнь?

— Для семьи и для хобби времени хватает. Я люблю спорт — бег, велосипед, коньки, лыжи. Посещаю музеи — на ВДНХ была выставка современного прикладного творчества: там был хохломской футбольный мяч и хохломской Буратино. Заняться есть чем.

— А как с родителями воспитанников? Они пошли требовательные.

— У нас с ними налажены отличные отношения. Семейный клуб выходного дня — мы коллективно посещаем музеи, театры, ходим на выставки. Это сближает и сплачивает.

— А как дети относятся к советской игрушке?

— Их она впечатляет. Для них это новая и интересная забава.

— Вопрос на «подумать». Есть ли, на ваш взгляд, будущее у мужчин в дошкольном образовании?

— Мне эта тема самой интересна. Всероссийский конкурс «Воспитатель года-2019», например, выиграл мужчина из Перми. Мне было бы интересно пообщаться с ним и побывать на открытом уроке. Мне кажется, будущее есть.

— Уже придумали, на что потратите грант (500 тысяч. — Авт.)?

— Точно прикуплю несколько экспонатов в наш детсадовский музей игрушки, который регулярно пополняется мной лично, родителями и мастерами, которые приходят к нам с уроками в гости.

Сергей Рунько

Фото Алёны Ромашкиной