Загорский лакокрасочный завод как та мифическая птица Феникс — умер, чтобы возродиться. В позапрошлом году у предприятия сменился владелец, который не просто реанимирует хозяйство, но и адаптирует его к новым экономическим условиям. Корреспондент «Вперёд» побывал на промышленной площадке и делится впечатлениями.

Начало конца

В былые времена продукция Загорского лакокрасочного считалась эталоном качества. «Наш старенький дачный домик покрашен той самой краской, с завода. Мы приобрели участок в середине восьмидесятых, ремонтировал дачу ещё прежний хозяин. С тех пор прошло более сорока лет. Выглядит покрытие не новым, но годков на десять его вполне хватит», — рассказывает Людмила, жительница одного из соседствующих с предприятием СНТ.

Дом её выкрашен в зелёный цвет, как и многие другие постройки в товариществе. И дело не в том, что тогда так было модно. Говорят, в истории завода были моменты, когда зарплату рабочим выдавали той самой краской — тёмно-зелёного цвета. А те, в свою очередь, продавали её дачникам.

Первый серьёзный удар, который пришлось держать предприятию, пришёлся на кризис конца девяностых. Директор Владимир Карпычев — вполне успешный руководитель — был убит у своего дома на проспекте Красной Армии, эту громкую историю и сейчас помнят в Сергиевом Посаде многие. Производство перешло в руки нового собственника, группы компаний МАИР. Удачным для завода этот факт не назовёшь: после череды неудач владелец решил продать предприятие, чтобы рассчитаться с кредитором.

В середине двухтысячных одним из претендентов на активы ЗЛКЗ были «Ярославские краски». Но, как говорится, не срослось: хозяева запросили неприемлемую для покупателей сумму, сделка не состоялась. В 2010 году предприятие было объявлено банкротом и в этом статусе оно, как юридическое лицо, пребывает до сих пор. В штате оставалось лишь несколько рабочих для обеспечения безаварийной работы — а точнее, простаивания — некогда успешного завода.

В 2018 году промышленная площадка ушла с молотка, и на Лакокраску пришёл новый собственник, ООО «Технопарк ЛК».

28 гектаров — площадь промышленной площадки ЗЛКЗ

Новая жизнь старого завода

То, что предприятие живо, можно судить по проходным: в данный момент фасад строения реконструируется. Здесь, как и в лучшие годы, по-прежнему действует пропускной режим. На территорию нас пропускают исключительно по документам и в сопровождении. За проходными нас встречает совершенно иной мир. Время здесь как будто остановилось — хоть фильм снимай про ударный труд советских рабочих. Как сейчас говорят, атмосферно.

Директор «Технопарка ЛК», энергичный молодой человек Владимир Третьяков, ведёт нас в административный корпус. «У меня и кабинета-то нет, принимаю людей в переговорной. Начинаем приводить корпуса в порядок. В административном здании скоро начнём обновлять фасад», — рассказывает он.

В кабинетах очень тепло: этой осенью сюда пустили тепло от блочно-модульной котельной, которую пару лет назад построили по соседству, в бывшем заводском посёлке. «Некоторые корпуса мы сдаём арендаторам. Из-за холода многие не задерживались и уходили. Свою котельную не запускаем, она слишком мощная. Теперь у нас тепло, комфортно», — говорит Владимир Андреевич.

В данный момент большая часть цехов законсервирована, но некоторые, действительно, сдаются. Один из арендаторов, например, продолжает производить лакокрасочные изделия для оборонной отрасли. Говорят, спрос на эту продукцию есть, тендеры компания выигрывает постоянно. А ещё здесь базируются мебельное предприятие, мини-производство лебёдок для нефтяной промышленности, помещение арендует даже один кузнец. При этом новый владелец — крупная строительная организация — стремится сохранить основное направление деятельности предприятия.

Технический директор Андрей Наумов проводит нас по территории завода. «Площадь территории 28 гектаров. У нас есть своя железнодорожная ветка, примыкающая к станции Сергиев Посад. Она активно эксплуатируется. Мы по-прежнему являемся опасным предприятием, так как принимаем на хранение различные растворители. Возможности для деятельности хоть и сократились, но это наш профиль работы. За это собственнику мы, сотрудники, благодарны», — рассказывает руководитель.

Растворители сюда сдают на хранение крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия страны, в числе которых — «Славнефть». Жидкости сливаются в подземное хранилище — это десятки врытых в землю цистерн. Больше половины из них за годы разрухи вышли из строя. Новый собственник обещает модернизировать и автоматизировать эту площадку. Зато надземное хранилище — относительно новое — эксплуатируется по максимуму. Это и есть основной вид деятельности «Технопарка ЛК» в стенах старого завода. Пока.

Ну а что с экономикой? После того, как на промышленную площадку пришёл новый хозяин, многие сотрудники завода (в том числе и бывшие) стали частью коллектива «Технопарка ЛК». По словам технического директора, в данный момент штат компании составляют около 70 человек, часть из них — жители посёлка Лакокрасочный. Старейшему сотруднику более 70 лет. «Работа есть. Задержек по зарплате нет, выплачивается стабильно», — рассказывает технический директор Андрей Наумов.

Добавим, что в ближайшее время Технопарк ЛК» начнёт закупать новое оборудование для реконструкции заводской котельной. Она будет отапливать не только цеха и корпуса на территории промзоны. «Мы заложили мощность, которая требуется и на отопление посёлка. Сейчас его отапливает блочно-модульная котельная, но в случае ЧП мы будем готовы подключиться к работе», — говорит технический директор.

Технопарку быть?

На заводских улицах наведён практически идеальный порядок. Говорят, строительный мусор и различного рода отходы отсюда вывозились тоннами. Комфортная среда должна привлечь новых арендаторов, для чего будут расконсервированы закрытые цеха. В конечном результате в Сергиево-Посадском городском округе может быть создан технопарк — промышленный кластер, а, значит, и новые рабочие места. Идея сама по себе очень хороша. Город и округ растут, застраиваются, заселяются. А это значит, что нам требуются новые рабочие места. Как показывает мировой опыт, на формирование подобных кластеров уходят годы — как правило, 7-9 лет. Собственнику предстоит адаптировать промышленную площадку под потребности будущего технопарка. Перспективы у проекта, как говорят, очень неплохие.

Евгения Николаева

 

КОММЕНТАРИЙ

Андрей ТОЛСТИКОВ, начальник управления инвестиций администрации округа:

— За год работы с собственником мы пришли к такой договорённости. Учитывая специфику промышленной площадки, он будет назван «Технопарк М8 – полимер». Уровень опасности предприятий, которые могут войти в кластер, не будет превышать 4-5 класса, в месте, где находится хранилище растворителей, сохранится второй класс. Там присутствует санитарная зона.