Областное правительство в перспективе намерено выдавать застройщикам особые разрешения на перемещение строительных отходов и грунтов, что позволит отслеживать, где и как такие отходы будут утилизироваться. Об этом на минувшей неделе заявил зампред правительства региона — министр экологии и природопользования Московской области Дмитрий Куракин. Пока же проблема несанкционированных свалок строительного мусора становится только острее: навалы всё чаще образуются в лесах, оврагах и на обочинах дорог. В чём причина этого явления и что нужно сделать, чтобы это безобразие не повторялось?

Кто в ответе за битый кирпич?

Есть определённая закономерность: «фудзиямы» из кирпича, бетона и прочих отходов, которые обычно образуются при демонтаже или строительстве, чаще всего возникают неподалёку от транзитных трасс. Везут не то что телегами — КамАЗами. «Были в нашем округе свалки, которые мы называем «историческими», — например, в Муханове или Бужанинове. Сейчас они ликвидированы, там наведён порядок. Но вот количество стихийных навалов растёт. Нарушители выбирают укромные места вдоль дорог, заезжают в лес и выгружают там свой мусор. Поймать их за руку практически невозможно», — рассказывает начальник Сергиево-Посадского филиала государственного казённого учреждения «Мособллес» Наталья Галкина.

Самые большие свалки в этом году были выявлены неподалёку от Сваткова, Наугольного, Пальчина, Рязанцев. В последних, кстати, генеральную уборку пришлось делать дважды, всего было вывезено более трёх десятков грузовых машин строительного мусора. Сейчас подъезды к укромным закуткам, где можно тихо и незаметно выгрузиться, перерыты или перекрыты бетонными блоками, но нарушители ищут и находят всё новые места.

По каждому факту такого сброса лесники инициируют расследования, результаты которых часто удивляют. «Не стоит всё валить исключительно на залётных возчиков. Нередко местные жители прекрасно осведомлены, кто, что и куда выбросил. Они ругаются последними словами, обвиняя нас в плохой работе, но за четыре года работы лично мне ни один из них не дал свидетельских показаний», — рассказывает один из сотрудников «Мособллеса», работающий «на земле».

Не лучшим образом обстоят дела и в городе. В этом году на обычных контейнерных площадках, не приспособленных под складирование «стройки», сотрудники администрации находили не просто строительный мусор, а бревенчатые дома в разобранном виде. Так было на Звёздочке, Козихе.

Дёшево, и очень сердито

Попробуем разобраться, почему строительный мусор оказывается там, где его быть не должно. До 1 января 2019 года в Сергиево-Посадском городском округе было зарегистрировано 12 предприятий, имеющих лицензии на вывоз строительных отходов.

На сегодняшний день их количество сократилось до восьми и, что вероятно, совсем скоро станет ещё меньше. Известно, что с ноября компания «L&T», работающая на подряде у регионального оператора, прекращает вывоз ТКО в нашем округе. Продолжит ли она свою деятельность в качестве возчика исключительно строительных отходов, неизвестно.

Сам регоператор вывозом такого мусора не занимается — этого не предусматривает новая схема обращения с отходами. Остальные компании ведут борьбу за каждый заказ: серьёзную конкуренцию им составляют так называемые «чёрные» возчики, не имеющие договора с полигонами и соответствующей лицензии, но обладающие огромным желанием подзаработать на личной «Газели».

«Как правило, они перебивают наши ценники. Мы везём отходы на утилизацию, что увеличивает стоимость услуги. Работы сейчас очень мало», — делится руководитель одной из легальных мусоровывозящих компаний.

Представим цифры для сравнения. На одной из платформ для размещения частных объявлений в интернете стоимость вывоза контейнера со строительными отходами от 800 до 3,5 тысячи рублей. Судя по цене, это — нелегалы. Лицензированный возчик запросит за один бункер как минимум 7 тысяч рублей. В первом случае мусор гарантированно поедет в ближайший овраг либо окажется на одной из «бытовых» контейнерных площадок округа. Во втором — на специальный полигон в Александров или на сортировку в Пушкино, а уже оттуда — на полигон в Тимохово (под Ногинском). Но главное, что его не придётся вывозить из лесов и с пустырей за наш с вами счёт.

«При формировании бюджета на ликвидацию несанкционированных свалок будут вновь заложены деньги, которых очень жаль. Это ведь наши с вами налоги, а мы обязаны их тратить из-за чьей-то экономии. Так и получается: одни делают миллионные ремонты, а другие за это платят», — говорит заместитель главы администрации округа Оксана Ероханова.

Отметим, что в этом году администрация округа ликвидировала более 40 несанкционированных свалок.

Каждая такая уборка обходится в сотни тысяч рублей. Правда, расходы пробуют сокращать, и иногда это получается. По словам Оксаны Ерохановой, порубочные остатки, которые также нельзя складировать на обычных контейнерных площадках, отправляются в специальный шредер. На выходе получается великолепная щепа, которая активно используется «Горзеленхозстроем» при благоустройстве.

Отходы — в доходы

Как говорилось выше, утилизация строительного мусора не входит в компетенцию регионального оператора. Возможности полигонов, куда сейчас отвозят «стройку» лицензированные компании, тоже ограничены, так как эти мощности перегружены ТБО. Но люди продолжают делать ремонты или строиться, запрос на легальную утилизацию от населения есть.

В июле генеральную уборку территории за своим периметром провели садоводы из СНТ «Нефтяник».

«В овраге, прямо за забором, образовалась настоящая свалка. Чего там только не было! Старая сантехника, кирпичи, бетон, прочие отходы от ремонта. Всё это свозилось к нам под бок на грузовых машинах. Мы организовались, наняли за счёт СНТ несколько специальных контейнеров и собрали весь этот мусор. Да, мы заплатили за вывоз свои кровные. Но главное, что его отвезут туда, куда положено, а не кому-то так же, как и нам, — под забор», — рассуждает председатель Елена Щедяева. Но пока, по большому счёту, утилизация строительных отходов — это проблема, которую давно пора решать. В данный момент эта миссия всецело возложена на муниципальную власть. Свалки ликвидируются — точечно и по мере сил.

Но не пора ли начать решать её глобально? Опереться можно на опыт Европы, где в данный момент перерабатывается 70% строительных отходов для повторного использования. С экономической точки зрения это выгодное занятие, да и навалов в тамошних лесах практически не встретишь.

Штраф за незаконный сброс мусора для физических лиц — от 1 тысячи рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 30 тысяч рублей,
для юридических лиц — от 100 до 150 тысяч рублей.

Евгения Николаева 
Фото Сергея Семенькова