В XIX веке Посад рос, развивался и справедливо претендовал на роль уездного города
23 (5 декабря) ноября 1890 года (130 лет назад) Московский генерал-губернатор князь Владимир Андреевич Долгоруков обратился в Министерство внутренних дел с предложением поддержать ходатайство властей Сергиевского посада об отделении его от уездного города Дмитрова.
Подобными ходатайствами местные граждане и начальники губернии беспокоили правительство не впервые. Ещё осенью 1791 года, спустя всего восемь лет после учреждения Посада, Московский главнокомандующий князь А. Прозоровский тщетно попытался доказать императрице Екатерине Великой необходимость отделить наш город от Дмитрова и сделать его центром нового уезда. Следует отметить, что сами граждане Посада в тот раз к проекту князя отношения не имели по причине своей ещё неопытности в делах управления и робости в отношении к столь высоким персонам. Увы, императрица известила князя Прозоровского о нежелательности изменения границ внутри Московской губернии.
Вторая попытка была предпринята летом 1852 года: московский генерал-губернатор граф Закревский, ссылаясь на «умножение» числа жителей в Сергиевском посаде, предложил императору Николаю I «из сего посада сделать город, а город Дмитров сделать заштатным городом».
Государь изъявил согласие, но при условии, «если не будет препятствий о помещении в Сергиевском посаде присутственных мест». Неопределённость в ответе императора породила бесплодную переписку между ведомствами. Отделение не состоялось, Посад остался заштатным поселением Дмитровского уезда с отдельными лишь городскими привилегиями. Отметим, что инициатива повысить статус поселения вновь исходила не от его занятых собственными проблемами граждан, а от руководителя губернии.
Впрочем, упрекать местных жителей в отсутствии общественных инициатив было бы несправедливо. До крайности зарегулированные законы о городском самоуправлении, принятые в царствование упомянутой выше государыни, не позволяли населению принимать подобные скольконибудь важные решения; не высказывать инициатив было проще, а для кошелька и безопаснее.
Князь В. А. Долгоруков, 1882 г. >
Совсем иное дело видим в 1880 году, когда дума Сергиевского посада от имени граждан постановила ходатайствовать перед Московским генерал-губернатором князем В. А. Долгоруковым об отделении от Дмитрова в административном отношении с тем, чтобы часть Дмитровского уезда включить в новый Сергиевский уезд, или же сделать Посад безуездным городом с подчинением Губернскому Земскому собранию.
Что же побудило к этому местных жителей? Вероятно, реформы, проводимые императором Александром II и его ближайшим окружением после неудачной для России Крымской войны. Так, в начале 1870-х годов фактически исчезла разница между городами и посадами, все они получили широкие полномочия в распоряжении своими доходами и в поиске новых их источников.
Большое значение получили и земские учреждения. Неслучайно одной из причин желания отделиться от Дмитрова называлось несоразмерно малое число представителей Посада в уездном Земском собрании и равнодушие дмитровцев к его интересам, например, в бюджетных вопросах.
Генерал-губернатор князь Долгоруков поддержал ходатайство, препроводил копию постановления его думы в правительство, но на этом дело и завершилось. Некоей компенсацией Посаду можно рассматривать пожалование ему в 1883 году герба с двухзубцовой (для посадов) короной — на один зубец меньше, чем в гербе уездного Дмитрова, утверждённого в том же году.
Десять лет спустя, 23 ноября 1890 года, ссылаясь на желание местных граждан, князь Долгоруков вновь обратился в Петербург с предложением освободить Посад от зависимости от Дмитрова. Сравнивая их по численности жителей, по торговым оборотам и величинам имущественного налога в казну, князь показывал естественность и правомерность таких изменений.
От себя же Московский генерал-губернатор на этот раз предложил на рассмотрение более чёткое предложение. Оно заключалось в создании вокруг Сергиевского посада нового уезда с включением в его состав Морозовской, Митинской, Богословской и Озерецкой волостей Дмитровского уезда, а также ещё семи волостей Богородского (Подольск) и Московского уездов, включая, например, Мытищинскую волость. Кроме того, князь предложил переименовать Сергиевский посад, как уездный город, в Радонеж, «в память родины преподобного Сергия».
Увы, поддержка авторитетного сановника не помогла. В январе следующего года Петербург ответил отказом, ссылаясь на недостаток средств для содержания органов управления в предлагаемом Радонежском уезде. Сергиевский посад так и не пополнил свою корону вожделенным третьим зубцом.
Долгожданное отделение произошло уже при советской власти, в 1919 году. В состав образованного Сергиевского уезда вошли часть территорий Дмитровского уезда Московской губернии и Александровского уезда Владимирской губернии.
Константин Филимонов