В архивах порой попадаются удивительные документы. Один из них — перед вами. Это протокол, повествующий о попытке вооружённого нападения на кассу станции Сергиево в 1926 году. Нападавший — 17­летний житель улицы Комсомольской, ученик Сергиевской школы 2­й ступени. При задержании он назвался Дубровским, что, как минимум, говорит о том, что уроки литературы не прошли для него даром и «разбойничий» роман А. С. Пушкина он читал.

Итак:

По обвинению гр. ОСТАСЕВИЧ Павла Дмитриевича по ст. ст. 14 и 1 ч. ст. 184

1-­го июля 1926 года, в 7 часов утра, в билетную кассу на ст. Сергиево Сев. ж. д. вошёл неизвестный гражданин, вооружённый револьвером. Дежурившая там кассир гр. КОНДРАТЬЕВА, увидев неизвестного, подняла крик, после чего неизвестный гражданин забежал в помещение кассы и выпрыгнул из окна зала третьего класса на улицу, пытаясь скрыться.

На крик Кондратьевой сбежались багажные рабочие и агент ДООГПУ, каковые, узнав о случившемся, погнались за неизвестным.

Последний, оборачиваясь, грозил преследовавшим его, а также попадавшимся ему навстречу людям револьвером.

С помощью милиции неизвестный был задержан за чертой города, в лощине, и назвался гр. ДУБРОВСКИМ, Сергеем, без определённого места жительства и занятий.

При обыске у последнего были обнаружены чёрная маска, два ключа и перочинный нож; револьвера при нём не оказалось.

В процессе расследования было установлено, что задержанный по делу гражданин, назвавшийся Дубровским Сергеем, в самом деле является ОСТАСЕВИЧЕМ Павлом, жителем г. Сергиева, учащимся Сергиевской школы 2 ступени.

Привлечённый к следствию в качестве обвиняемого по ст.ст. 14 и 184 1­й части УК.  гр. ОСТАСЕВИЧ Павел в предъявленном ему обвинении виновным себя признал, объяснив, что пытался ограбить билетную кассу с целью вернуть отцу взятые самовольно 60 рублей денег, что действовал он самостоятельно, без подговора и соучастников, и что при нападении на кассу был вооружён заряженным револьвером, но не с целью убить кого­-либо, а лишь пригрозить.  (…) Револьвер находился в доме с 1921 года, что подтверждают свидетели Богомилов и Солоденя. Маска была им сделана самим накануне вечером, а ключи были взяты из дома.

Будучи допрошена  по делу свидетель гр. Кондратьева показала, что 1-­го сего июля, с 7 часов утра, находясь в кассе, к ней постучал кто-­то в дверь. Открыв её, она увидела незнакомого гражданина, который на вопрос, что ему нужно, молча вошёл в кассу и закрыл за собою дверь, вынул из кармана револьвер. Испугавшись, она закричала, а неизвестный бросился бежать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 26 и 29 УПК предаётся суду Московского губернского суда:

Гр. ОСТАСЕВИЧ, 17 лет, происхожд. и гр­н Гродненской губернии г. Бельска, грамотный, б/п, ранее не судившийся в том, что 1 июля 1926 года в 7 часов утра, будучи вооружённым револьвером произвёл нападение на билетную кассу ст. Сергиево Сев ж.д. с целью ограбления, но вследствие поднятого крика кассиршей выполнить преднамеренного не смог и был задержан, т. е. в преступлении, предусмотренном ст. 14 и 1­й части ст. 184 УК.

Народный следователь МАЗУРЕНКО

Дальнейшая судьба юноши неизвестна. По Уголовному кодексу 1922 года ему грозило наказание от трёх лет лишения свободы.

Благодарим за предоставленный документ «Бюро архивных расследований», г. Сергиев Посад