И.Е. Репин. 18 октября 1905 года

19 октября (1 ноября) 1905 года (115 лет назад) через день после опубликования «Высочайшего манифеста» с обещанием гражданских свобод и созыва Государственной Думы и на другой день после гибели в Москве видного большевика Н. Э. Баумана по улицам Сергиевского посада прошла первая в его истории политическая демонстрация. Скорее всего, она была местным повторением аналогичных выступлений в Москве, случившихся днём ранее.

Это событие подробно, хотя и односторонне, изложено в докладе Духовного Собора лавры Московскому митрополиту Владимиру (Богоявленскому). Доклад, как важный исторический документ, приводится ниже с небольшими сокращениями:

«19-­го сего октября в Сергиевском посаде была крупная демонстрация, которая не миновала и Лавры. Около 2-­х часов дня на площади пред Лаврою собралась огромная толпа народа, преимущественно из учеников разных учебных заведений посада, к которым присоединились толпы праздной молодёжи. В половине 3­-го часа вся эта толпа с красным флагом и с пением «вечная память» вторглась в Лавру...

Часть из них направилась по Лаврским мастерским с требованием прекратить работы и присоединиться к ним. Человек около 50 ворвались в типографию и предъявили рабочим требование о прекращении работ. «Какой же праздник?» — спросил [смотритель типографии]. «Свобода, конституция, вся Россия празднует», — был ответ с их стороны. Видя их возбуждённое состояние и угрожающий вид и опасаясь, что сопротивление может привести к порче дорогостоящих типографских машин, смотритель сказал им: «Хорошо, сдаёмся, работы прекратим». Они сказали, что будут ждать присоединения к себе рабочих. «Хорошо, сказал он, ждите», —  и приказал оставить работы... После чего рабочие принялись пить чай, а некоторые пошли по домам.

Из типографии демонстранты направились в живописную мастерскую и в Училище иконописания и там принудили прекратить занятия. Они пытались проникнуть и в здание больницы­-богадельни, но им сказали, что здесь лежат больные раненые воины, и просили их не беспокоить... Между тем, главная толпа, собравшаяся в академическом саду, устроила там нечто вроде митинга. Выйдя затем из Лавры, толпа с пением каких­-то песен направилась по улицам посада, всюду закрывая лавки. На Московской горе между ними и некоторыми жителями посада произошла драка, причём многие из демонстрантов получили увечья. Следующий за тем день прошёл спокойно, и в Лаврских мастерских все занимались по-­прежнему своим делом».

По прочтении доклада напрашивается следующий вывод: ни типографские рабочие, ни граждане Посада не приняли того, что якобы со всей Россией праздновали экзальтированные молодые участники демонстрации.

Константин Филимонов