От редакции. Осенью 2014 года 74-летний сергиевопосадец Николай Карасёв выпустил книгу «Путешествие на велосипеде» — обзор маршрутов, истории деревень и сёл, разговоры с их обитателями.
Сегодня автор, разменявший девятый десяток, по-прежнему каждый день садится на велосипед и проезжает как минимум несколько километров. Так же, на двух колёсах, он добрался и в редакцию, чтобы рассказать, что изменилось за это время — и места, и люди. Получилось своего рода дополнение, наблюдение, рассказ о переживаниях. А ещё призыв к действию. «Хочу, чтобы читатели почувствовали, как здорово, полезно и интересно ездить на велосипеде, — говорит автор и путешественник. — Я родился в Загорске, кручу педали с детства, и не перестаю каждый раз находить в поездках что-то интересное и удивляться. До того, как выпадет снег, ещё есть немного времени, так что всем рекомендую».
Как изменились дороги
Скажу с точки зрения велосипедиста: дороги между посёлками за эти семь лет стали лучше. Вот, например, в Гагине, к церкви, где венчался Шаляпин, какую дорогу сделали! Исключительную! От Бужанинова через Гальнево — отличный участок. Раньше по ней ехать было трудно, галька, пыль, а после дождя грязь. Но и городские дороги приводят в порядок тоже. Нашу Вифанскую просто вылизали, хотя и понятно, почему — это же второй исторический въезд в Посад. Чуть ли не каждый день там что-то делают, работают. Помню её ещё мощёной булыжником. Такой же булыжник, кстати, местами сохранился на Каляевской дороге, которая идёт параллельно Вифанской в сторону Скитских прудов.
Круги на Ферме
2014 год: «У Лавры был промысел. Промысел довольно большой и основательный — рыбоводный. Рыба у неё была живой в любое время года и любой зрелости. Пойманная рыба сохранялась в больших садках, ещё сейчас можно увидеть их на берегу Скитского пруда в северо-западном углу Гефсиманского скита».
Из книги «Путешествие на велосипеде», стр. 61.
2020 год: Думаю, что эти круглые бассейны использовали не для разведения, а для того, чтобы вылавливать карпов из пруда и всегда иметь возможность подавать их свежими или продавать. Тропинку к ним не все знают, но могу показать: надо обойти по берегу Скитских прудов со стороны нынешнего военного института, который примыкает к монастырю. Интересно, что садки сделаны из бетона. Удивляюсь: оказывается, был уже в те времена такой строительный материал! Сразу вспоминаю водонапорную башню на улице Симоненкова на Звёздочке — она тоже старая, и при этом часть её тоже сделана из бетона. Садки заросли сорняками и исписаны каракулями, и мне пришлось просить дизайнера «расчистить» их немного на компьютере для публикации.
Лоза: тайная лесная тропа
2014 год: «Машины мчатся с огромной скоростью. Скорость не нормируется. Фура с прицепом летит так быстро, что велосипедиста просто сдувает с полотна шоссе… Грузовики при обгоне издают такой сильный шум, что кажется — на тебя летит не меньше чем танк, и сейчас ты будешь под ним расплющен. Причём, вся эта техническая армада на колёсах летит в 50-60 сантиметрах от тебя, и ни у одного не возникает мысли отодвинуться чуть-чуть. Нам же, на велосипеде, двинуться к краю уже нет возможности. Полотно поднято на небезопасную высоту, а дальше грунтовая грязь. Проехать предстоит всего-то несколько километров, эти полчаса проживаешь на грани стресса».
Из книги «Путешествие на велосипеде», стр. 84.
2020 год: Но кроме сумасшедших автодорог, там есть кое-что ещё, о чём знает не каждый. Между Лозой и Шараповом проходит лесная дорога. На первый взгляд, непримечательная ничем. Но вот приглядеться, то видишь под ногами булыжники, мощёный тракт. Значит, когда-то там был какой-то путь. Может, скит. То же самое между деревней Слотино до шоссе на Орехово-Зуево, а небольшой участок от деревни Марино на реке Молокче до Слотина — вообще большая загадка. Там с востока на запад идут какие-то валы, как минимум три вала. То ли они защищали почву от смещения, то ли какая ещё агротехника, может, влагу удерживали? Удивительные эти места к юго-востоку от Сергиева Посада для меня самые интересные.
Смена: от аэростатов до лыжероллеров
2014 год: «От поворота на НИИ резиновой промышленности до озера около полутора километров… В этом месте на правой стороне дороги в лесу есть поляна. Года до 53-го здесь стояла воинская часть. Несколько аэростатов там регулярно поднимались по утрам в воздух. Мы, мальчишки, в эти места ходили за грибами. Рано утром любили наблюдать за подъёмом аэростатов. Внизу, на земле, они выглядели чудищами огромных размеров, примерно в два-три деревянных дома. Над лесом они тоже казались большими, и это представляло красивую картину. После аннулирования части там располагался пионерский лагерь. Но это продолжалось недолго. Место оказалось занятым неизвестным хозяином, который окружил себя проволочным забором с собаками, невозможно стало пройти. Сейчас появились высокий кирпичный забор со стороны дороги и круглосуточная охрана». Из книги «Путешествие на велосипеде», стр. 72.
2020 год: Я бы вот что ещё добавил про дорогу на Смену. Есть у нас замечательный лыжник Павел Иваныч Солёнов. Говорю ему: у тебя же дочка и внучка показывают хорошие результаты на лыжах, так я вам эту дорогу рекомендую. Предложи им её, чтобы кататься на лыжероллерах летом, а зимой на лыжах, и тренироваться можно будет круглый год. А что ещё надо?! Хороший асфальт, прямая трасса, расстояние подходящее, лес с обеих сторон. Конечно, машин больше становится, но это общая проблема, как я писал в 2014-м.
Гагино: о музее Шаляпина забыли?
2014 год: «И опять меня не покидает скепсис. Как намерены реставраторы (речь идёт о восстановлении заброшенных церквей. — Ред.) избавиться от запаха удобрений, столько лет хранившихся в помещениях? Ещё и сейчас за десятки метров от церкви ядовитые и отравляющие запахи сильно воздействуют на обоняние. Но я думаю, что всё будет хорошо. К восстановлению исторического и культурного центра подключились областное Министерство культуры, федеральное Министерство культуры».
Из книги «Путешествие на велосипеде», стр. 128.
2020 год: В том же Гагине столько сделали, чтобы увековечить имя Шаляпина. И получилось ведь! Два храма, что рядом стоят, восстановили, но вот проблема — откуда прихожанам взяться? Кто будет ходить в эти церкви? Дачники что ли? Да они не п р и д у т ! На кого всё это рассчитано? Дальше: хотели музей Шаляпина там открыть, столько об этом говорили. Но непонятно, где его размещать. Церковь не берёт его на свою территорию. Про музей в итоге забыли. Как так может быть?
Об авторе. Родился в 1940 году. Отец — крестьянин из деревни Назарьево под Сергиевым Посадом, мама — дочка мельника, бравшего мукомольное дело в аренду у Лавры. Дед ходил в город на заработки. Отца и его братьев, которые в НЭП занимались торговлей, объявили врагами народа. Николай — единственный из пяти детей, кто смог получить высшее образование. Поступил в Московский лесотехнический институт, выучился на инженера-механика. Работал в Центральном научно-исследовательском институте бумаги в Правде, а потом с женой перешли в Хотьковский в НИИ лакокрасочных покрытий. Соавтор нескольких патентов.
Владимир Крючев