Каждый ребёнок нуждается в индивидуальном подходе, если речь идёт об образовании. Ещё более трепетного отношения требуют дети, которые познают этот мир немного иначе, чем их сверстники. Учителя, работающие с ними, умеют видеть, думать и чувствовать так же, как их подопечные. Эта уникальная способность помогает не только решить образовательные проблемы, но и научить особенных детей жить в социуме.
Всё началось с «буксира»
Марина Владимировна Лагутина преподаёт русский язык и чтение в сергиевопосадской общеобразовательной школе № 7, осуществляющей деятельность по адаптированным программам. В профессию, как и многие педагоги, пришла по примеру своих «классных мам». «Я родилась и выросла на Реммаше. Мне очень повезло с первым учителем — Евгенией Фёдоровной Лобановой, я очень хотела быть похожей на неё. Вторая учительница — Татьяна Владимировна Кутузова — укрепила моё желание стать педагогом. Эти женщины дали достойный пример, толчок к выбору профессии», — рассказывает Марина Владимировна.
В советской школе существовало понятие «шефство». Это означало, что отличник должен подтянуть в учёбе одноклассника послабее. Марина Владимировна училась хорошо, а потому ей часто приходилось брать кого-то «на буксир». Терпения и желания помочь двоечникам хватало с лихвой, поэтому и преподавать она стала задолго до того, как сама стала педагогом.
После восьмого класса встал вопрос, куда поступать. Ближайшее педагогическое училище находилось в Ногинске. Марина Лагутина успешно окончила его по специальности «учитель младших классов и группы продлённого дня». Ну а дальше был Московский областной педагогический институт, куда рекомендовали поступать всем отличникам. Так девушка стала учителем русского языка.
Восемь лет Марина Лагутина проработала в обычной школе. Это были тяжёлые девяностые: зарплаты задерживались, ставки сокращались, многие учителя уходили из профессии. «У меня осталась только одна ставка, нагрузки было мало, а потому тогда было беспросветное безденежье. Волей случая я узнала, что есть подходящая вакансия в школе № 7. Меня сразу приняли на работу. Какие были первые впечатления? У меня никогда не было предрассудков. Я просто знала, что это обычные дети, только испытывающие некоторые затруднения. Поверьте, что таких ребят, которым что-то нужно дополнительно объяснять, полным-полно и в обычных школах! Были опасения, что где-то недоработаю, но спустя какое-то время поняла, что вполне справляюсь», — рассказывает учитель.
Но и профильное образование всё же потребовалось. В 2012 году Марина Владимировна снова поступила в тот же Московский государственный областной университет (бывш. МОПИ им. Крупской), но уже на отделение специальной педагогики и психологии по специальности «олигофренопедагог».
В школе № 7 Марина Владимировна преподаёт вот уже двадцать лет. Все эти годы она непрерывно учится: несколько раз в год посещает курсы повышения квалификации, изучает различные практики коллег, много читает и публикует свои наработки в специализированных журналах. В 2020-м педагог заняла почётное второе место в региональном конкурсе среди учителей-дефектологов.
Наука эмоций
Школа № 7 удивительна тем, что абсолютно все педагоги, говоря о своих подопечных, называют их «наши дети». Они умеют находить подход к каждому ребёнку с «особенностями», выбирать интонацию и подачу материала.
Марина Лагутина учит детей не просто писать и читать, но и разбираться, что происходит в мыслях и чувствах. Эмоциональное развитие человека может длиться всю жизнь, и книги в этом играют немаловажную роль. «Наши дети читают и очень сопереживают героям. Вот пример: мы читали на днях рассказ Константина Паустовского «Заячьи лапы». Детей произведение очень тронуло. Они отметили, что главные герои не прошли мимо беды зверька, помогли ему. Потом мы долго размышляли, как можно было бы помочь зайцу, если бы это произошло в реальной жизни. И вы знаете, вариантов было множество», — рассказывает Марина Лагутина.
Вообще, учащиеся этой школы отличаются добрым отношением к миру. И это заслуга всего коллектива, который умеет создать единственно нужные и правильные условия для детей. Наверное, в этом и заключается секрет, благодаря которому воспитанники седьмой школы умеют находить свое место в социуме.
Марина Владимировна рассказывает, что многие её выпускники после окончания школы поступали в колледжи и даже университеты. И сейчас это ценные кадры, на которые есть спрос. «Некоторые дети часто говорят: не пойду учиться дальше, а устроюсь работать. Например, наших выпускников можно часто увидеть в ресторанах быстрого питания. Но я до последнего разговариваю с родителями о необходимости учиться дальше. Планку нужно не просто держать, её нужно повышать», — говорит педагог. И приводит примеры.
«Один мой ученик после окончания школы поступил в Сергиево-Посадский колледж, а после — в университет, где учился заочно. Он был девятым ребёнком в семье, но ему очень помогали родители. Сейчас он трудоустроен. Можно вспомнить и мальчика, у которого была проблема со зрением. После выпуска он окончил вечернюю школу и социально-экономический техникум в Хотькове. Дедушка помогал ему заниматься физикой и химией, сейчас его работа связана с IT-технологиями», — рассказывает Марина Владимировна.
Многие из тех, кто не пожелал получить высшее образование, тоже нашли своё место в жизни. Девушки становятся помощниками воспитателей в детских садах, отличными швеями. Мальчики — яркими представителями рабочих профессий. Как показывает практика, работодатель зачастую очень ценит способность к кропотливому труду, внимательность и исполнительность.
Достучаться до небес
Профессиональная деятельность непрерывно указывает моменты, нуждающиеся в доработке, и педагог находит силы и средства, чтобы закрыть ту или иную брешь. «У меня есть цель — выучить язык жестов. Сейчас очень много неговорящих детей, к которым нужно искать индивидуальный «ключик». Кто-то слышит, но не разговаривает, у кого-то так случилось из-за ДЦП. Мне очень хочется больше их понимать, чтобы они со мной говорили», — делится Марина Лагутина.
В этом-то и заключается специфика работы педагога-дефектолога: чтобы найти подход к тому или иному ребёнку, нужно приблизиться к его уровню. Словно мама, которая опускается на колено, чтобы сообщить ему нечто важное, глядя в глаза. Терпения вам и профессионального роста!
Евгения Николаева