«Патриархом загорского учительства» называли многие коллеги Петра Ивановича Богоявленского. Читая воспоминания об этом человеке, слушая рассказы о нём и о времени, в котором он жил и работал, могу предположить, что сам он никогда бы не согласился с таким пафосным определением. Потому что в жизни слыл открытым, доброжелательным и скромным, каким и подобает быть по-настоящему интеллигентному человеку. «Нескромны» были лишь его трудовой стаж (около 60 лет), личная библиотека и архив, который мог бы послужить неплохим филиалом городского» — писал о нём другой известный педагог Илья Бенционович Мачерет.
СТРОКИ ИЗ БИОГРАФИИ
< 1914 год
Пётр Иванович Богоявленский родился в Сергиевском посаде в 1904 году в семье священника.
Учился в мужской гимназии, высшее образование получил на физико-математическом факультете МГУ. Работал учителем, директором детского дома, инспектором городского отдела народного образования, директором вспомогательной школы.
1947 год >
Жил он в небольшом домике на проспекте Красной Армии в районе Клементьевки. В конце 1970-х годов город готовился к Олимпиаде. Вокруг строились многоэтажные дома, и его скромное жилище, как и многие другие одноэтажные постройки, определили под снос. Позже на этом месте был построен большой девятиэтажный дом с памятным магазином «Детский мир» на первом этаже (проспект Красной Армии, 3/2). Пётр Иванович получил квартиру совсем рядом от прежнего места жительства — в новом пятиэтажном доме неподалёку от Успенского храма. Квартиру дали большую, с учётом размещения в ней богатого книжного собрания.
БОГАТЕЙШАЯ БИБЛИОТЕКА
Ещё с гимназической поры Пётр Иванович был страстным книголюбом. «В 1918 году мама дала мне три рубля на ботинки, — рассказывал он своим друзьям. — Пошёл я их покупать, прохожу через Сухаревку (Сухаревская площадь и прилегающие к ней улицы в Москве. — Ред.), свернул на книжный развал и вижу шесть томов сочинений Василия Осиповича Ключевского. И вместо ботинок приобрёл я это сокровище…» Так с этих шести книг великого историка, преподававшего в Московском университете и Московской духовной академии, начиналась его библиотека.
Она насчитывала около шести тысяч томов, каждый из которых, по словам хозяина, был его другом и советчиком. «Книги мне, как инспектору гороно в течение двадцати лет, — говорил он, — являлись теми мостиками, через которые я подходил к каждому учителю любой специальности. Они помогали мне общаться с учителями-предметниками».
1971 год
По воспоминаниям людей, бывавших в доме Богоявленского и пользовавшихся его книжным богатством, книги были разложены на полках по опредёленной системе: историческая литература, словари и справочные издания, много книг по естествознанию, биологии, физике, математике. Затем шли разделы русской классики, советских писателей и богатейший раздел редких книг по искусству, театру, кино, живописи… В отдельных папках хранились вырезки из местных газет «Трудовая неделя», «Плуг и молот», «Вперёд», материалы по краеведению, о посадских кустарях, календари и журналы. На полках было отведено место и для открыток с видами города, Троице-Сергиевой лавры и её святых окрестностей.
О КРАЕВЕДЕНИИ
В 1960-х затеплилась надежда на возрождение интереса к местной истории. Было создано Загорское краеведческое общество, которое возглавили научный сотрудник Историко-художественного музея-заповедника Наталия Андреевна Маясова и педагог Пётр Иванович Богоявленский. Центром краеведческой работы стал Дом пионеров на Первомайской (ныне Вознесенской) улице. В 1960-м году там был открыт краеведческий кружок. Такие же кружки создавались и во многих школах города, в те годы их почему-то называли экспедиционными отрядами.
Объяснить это название можно, по всей видимости, зарождавшейся модой на туризм с рюкзаком за плечами. Детям хотелось изучать местную историю не только в школе, но и за её пределами, в экспедициях по родному краю. Они посещали деревни, беседовали с местными жителями, изучали природу, собирали гербарии, создавали в школах краеведческие уголки. А в июне 1960 года учащиеся многих школ города и района стали участниками первого слёта юных туристов на берегу Торбеева озера, в программу которого вошли и состязания краеведов.
Пётр Иванович проявлял неутомимый интерес ко всему на свете, был очень эрудированным человеком, прежде всего, в вопросах истории. Изучал он и местную историю в разных её аспектах. Особенно интересовала его история народного образования в Сергиевском посаде в первые годы советской власти. Подробный доклад на эту тему, подготовленный им в 1976 году к 60-летию Октябрьской революции, был основан не только на документах, статьях местных газет, но и на его личных воспоминаниях, а также на воспоминаниях его коллег, бывших участниками событий тех непростых лет.
БЛАГОДАРНОСТЬ УЧИТЕЛЮ
«…Я изредка заглядываю в свои рукописи, составленные по материалам ваших книг, и открываю для себя всё новые штрихи характеров действующих исторических лиц…» — писал в 1973 году из Ялты П. И. Богоявленскому его ученик Юрий Новосёлов. — Сейчас я увлёкся историей Киевской Руси…» Далее Юрий обращается с просьбой к своему учителю помочь ему найти литературу об интересующих его исторических личностях, так как в библиотеках Ялты сведения о них очень скудны.
В ответ — письмо и небольшой листочек из блокнота, в котором почерком Петра Ивановича Богоявленского указаны не только книги, но и страницы, которые помогут его ученику разобраться в лабиринте интересующих его вопросов.
Это трогательное письмо ученика и ответ на него учителя Петра Ивановича Богоявленского случайно сохранились в одной из книг, принесённых в краеведческий клуб «Хронос». Они и послужили поводом рассказать об интересном, достойном человеке, жившем в нашем городе. Возможно, эта книга когда-то стояла на одной из полок богатой библиотеки Петра Ивановича, судьба которой, увы, осталась нами нераскрытой. Пока нераскрытой…
Лидия Гирлина