Подъезд летом, 1957 г.

С выставкой работ Татьяны Мавриной, развёрнутой в двух залах Сергиево-Посадского музея-заповедника, мы сперва познакомились онлайн — пандемия внесла свои коррективы. Теперь работы Татьяны Алексеевны можно и нужно смотреть вживую. В артистической обстановке залов, созданной экспозиционерами.

Для многих из нас Маврина — художник, создавший свой «легендариум» Загорска (именно как города советской эпохи). Совсем рядом со сказочными башенками и уютными домиками на её полотнах гремят события: то кровопролитная война, то освоение целинных земель, то заготовка саженцев яблонь для планеты Марс. И эту жизнь нам предстоит найти среди очень плотного населения её работ!

Собрание произведений Татьяны Мавриной в нашем музее — одно из самых крупных в стране. Шестьдесят два графических листа поступили в конце 1970-х годов, после персональной выставки художницы. Эти работы представляют несколько «загорских» периодов художницы — военные годы, 1950-е, 1960-е и 1970-е . Совершенно разное время, совершенно разный, казалось бы, город.

Базовыми для концепции экспозиции стали дневники Татьяны Алексеевны. Цитаты из них мы видим на выставке. По образности, какой-то рельефности, острой открытости они сродни дневникам Михаила Пришвина. В них есть даже странички, касающиеся быта, — без пафоса или сюсюкающего умиления кухонными кастрюлями. И псевдобогемного отрицания этих кастрюль тоже нет.

Свои личные впечатления я начал бы с характерного «мавринского» портрета, из тех, которые называли «иконно-лубочными». Лично мне такая характеристика не особенно нравится, она слишком поверхностна, слишком «журналистская».

«Ира» — портрет конкретного человека. Это сотрудник музея Ирина Чернович, создательница выставки работ Татьяны Мавриной и автор каталога 1978 года. Сколько определений даётся этому портрету: «игра в образ», «игра с традициями», «праздничное искусство», соприкасающееся и с примитивом, и с лубком…

Загорск, 1958 г.

Вспомним, что в 1920 — 1930-х Татьяна Алексеевна была членом художественного объединения «Группа 13». Шлейф подозрений в тайном авангардизме тянулся через всю жизнь художницы. В её дневниках за 1967 год мы находим опасения, что издание альбома «Загорск» может не состояться из-за того, что «искусствоведы в штатском» не оставляют поисков мотивов, чуждых каноническому соцреализму.

«Сказочница», как принято говорить, Маврина не создавала из советского Загорска сказки. Это не Китеж-град. Он наполнен отнюдь не сказочными людьми и не образами кустодиевской Руси. Они живут в своё непростое время, носят валенки и телогрейки, всегда куда-то спешат. В этом мире всё смешалось, как в доме Облонских, — автобусы, плащи из болоньи, подводы, авоськи, кошки и собаки, пижоны и бородачи. Как описанный Пришвиным муравейник, позавчера раздавленный медвежьей лапой.

Среди посетителей выставки часто слышится мнение о работах Т. Мавриной 1940-х годов: идёт война, а у неё такие краски! А война колеру не помеха. Вспомним про загорских мастеров той поры. В работах братьев Соколовых — чистое небо, белый снег, баррикада из мешков на Большой Кукуевской. Или стоящий на фоне серебристо-перламутрового неба «Студебеккер», военный грузовик.

Кстати, у Мавриной таким студебеккером является фигура конного военного, повторяющаяся на нескольких работах. Комментарий к ней мы находим в дневниках художницы. Она замечает, что почти со всех сторон Лавра — совершенно невоенная. Но появился всадник, и всё изменилось.

При этом сюжетность картин Мавриной не отвлекает от главного: навеки оставшегося на полотнах старого города. В этом и заключается ключ к её творчеству.

< Всадник, 1944 г.

На выставке понимаешь, что по-настоящему Маврину можно и смотреть, и оценить только вживую. Даже самая лучшая репродукция превращает краски художницы из живописи в «картинку»: фактура краски и бумаги (последняя особенно) начисто убиваются в копии.

Профессионализм Мавриной как графика фантастический! Ирина Феликсовна Жданова, экспозиционер выставки, рассказывает, что в военное время художница делала карандашные наброски вслепую, держа бумагу и карандаш где-нибудь в кармане.

Не побывав на выставке, трудно представить, как можно экспонировать маленькие альбомные рисунки «в ладонь». Но решение было найдено. На большом светлом паспарту — цветные окошечки. Ты точно смотришь в какой-то оптический прибор: заглянул — и увидел город 70-летней давности. Смотришь — и ожидаешь анимацию! Сейчас всё начнёт двигаться: залают собаки, заскрипят телеги и полуторки, загремят вёдра, а маленькие фигурки людей оживут — шумливые, суетливые, одновременно все вместе и каждый поодиночке! Между прочим, хороший бы мультик получился.

Выставка открыта до 27 сентября в главном корпусе Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника.