Минувшим летом, в июне, реестр государственных наград Российской Федерации пополнился Медалью Луки Крымского. Её вручают за выдающиеся заслуги в здравоохранении, она названа в честь православного святого и выдающегося учёного-хирурга, архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). Согласно президентскому указу, за борьбу с коронавирусной инфекцией медалью уже были награждены несколько сотен медицинских работников по всей России.

Святитель Лука Крымский (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) — православный святой и выдающийся учёный-хирург. О его вкладе в здравоохранение можно судить даже по тому, что в 1946 году за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и инфицированных огнестрельных ранений он получил Сталинскую премию. Во время Великой Отечественной войны в качестве практикующего хирурга он спас сотни жизней.
 

Архиепископ Лука (В. Ф. Войно–Ясенецкий)

Премия I степени предполагала крупное денежное вознаграждение — 200 тысяч рублей. Большую часть из них (130 тысяч рублей) хирург и священник сразу же пожертвовал детским домам, которые в те годы были переполнены: родители бессчётного количества детей погибли на фронте или стали жертвами фашизма. Большая часть оставшихся средств также ушла на благотворительность — в помощь нуждающимся, бедным, коллегам.

«Быть мужицким врачом»

Биография святителя интересна. Валентин Войно-Ясенецкий родился в 1877 году в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого. Был четвёртым из пятерых детей. Отец был убеждённым католиком.

В возрасте 12 лет вместе с семьёй переехал в Киев, окончил там гимназию и в 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Поступил не сразу, всерьёз думал о карьере художника. Учился прекрасно. После выпускных экзаменов, вопреки ожиданиям коллег, заявил о намерении стать земским врачом: «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом».

В 1904 году в составе Киевского медицинского госпиталя Красного Креста отправился на Русско-Японскую войну. Служил в эвакуационном госпитале в Чите, заведовал хирургическим отделением. По окончании войны несколько лет работал земским врачом в настоящей сельской глубинке — Мордовии и Курской губернии. В 1908 году поступил в экстернатуру при московской хирургической клинике известного профессора Дьяконова, основателя журнала «Хирургия».

Хирург-священник

В 1917 году Валентин Феликсович с семьёй перебрался в Ташкент, где вскоре в возрасте 38 лет умерла от туберкулёза его жена. Четверо детей будущего архиепископа остались без матери. А для их отца открылся новый путь: через два года он принял священнический сан, а ещё через два — монашеский постриг с именем Лука. Медицинской службы при этом не оставил: подобно нашему земляку, священнику и учёному Павлу Флоренскому, он стал ходить на работу в светское учреждение — больницу —  в рясе с наперсным крестом. Лекции студентам профессор читал также в священническом облачении, что не могло не вызывать противодействия со стороны советской атеистической власти.

В 1923 году Луку (Войно-Ясенецкого) арестовали по стандартному обвинению в «контрреволюционной деятельности» — неделю спустя после того, как он был тайно рукоположен в епископы. Это стало началом 11 лет тюрем и ссылок. Ему дали проститься с детьми, посадили в поезд... но тот почти полчаса не мог тронуться с места: толпа народа легла на рельсы, желая удержать врача и священника в Ташкенте.

В тюрьмах и ссылках владыка Лука не терял присутствия духа и практически везде исполнял врачебный и священнический долг — оперировал, крестил, утешал… «В самое трудное время, — впоследствии писал он, — я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мной Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня».

Во время третьего ареста, в июле 1937 года, епископ доходил почти до отчаяния от мучений. К нему применили жесточайшую пытку — 13-дневный «допрос конвейером», во время которого сменяются следователи, арестанта же днём и ночью держат практически без сна и отдыха. Епископа Луку били сапогами, сажали в карцер, содержали в ужасающих условиях... Он едва не сошёл с ума, но выдержал и выжил.

Война

С началом Великой Отечественной войны ссыльный профессор и епископ был назначен главным хирургом эвакогоспиталя в Красноярске, а потом — консультантом всех красноярских госпиталей. «Раненые офицеры и солдаты очень любили меня, — вспоминал владыка. — Когда я обходил палаты по утрам, они меня радостно приветствовали. Некоторые из них, безуспешно оперированные в других госпиталях по поводу ранения в больших суставах, излеченные мною, неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами».

Хирург В. Ф. Войно–Ясенецкий (слева) проводит операцию в земской больнице

«Папа опять одет очень бедно»

Даже став в 1942 году архи­епископом, святитель Лука питался и одевался очень просто, ходил в заплатанной старой рясе и всякий раз, когда племянница предлагала ему сшить новую, говорил: «Латай, латай, Вера, бедных много». Софья Сергеевна Белецкая, воспитательница детей владыки, писала его дочери: «К сожалению, папа опять одет очень плохо: парусиновая старая ряса и очень старый, из дешёвой материи подрясник. И то, и другое пришлось стирать для поездки к Патриарху. Здесь всё высшее духовенство прекрасно одето: дорогие красивые рясы и подрясники прекрасно сшиты, а папа... хуже всех, просто обидно...»

В сонме новомучеников и исповедников

В 1956 году архиепископ Лука полностью ослеп. Он продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении, и его молитвы творили чудеса.

Святитель скончался в Симферополе рано утром 11 июня 1961 года, в воскресение, в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

Его мощи были обретены 22 ноября 1995 года. В том же году определением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. А в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.

По материалам журнала «Фома»