У 64-летнего Александра пять лет назад из-за развившейся гангрены полностью отняли ноги. С тех пор он, по сути, заперт в четырёх стенах аварийного дома

С этим пенсионером корреспондент нашей газеты Дарья Трофи- мова познакомилась во время подготовки материала «Трущобы с видом на Лавру» о проблемных домах в самом центре Сергиева Посада. Александр Фалин — безногий инвалид, который проживает в доме № 11 на улице Ильинской — с удобствами на улице, проваливающимися полами и выгребной ямой в подвале. Нашей задачей было выяснить, почему мужчина вынужден проживать в таких условиях и чем ему можно помочь. Повторный визит к пенсионеру проходил по нашей просьбе и правовой поддержке представителя Уполномоченного по правам человека в Сергиевом Посаде Татьяны Накоряковой.

Без квартиры и без ног

Ещё относительно недавно Александр Фалин жил обычной жизнью. Подрабатывал — был разнорабочим, собирал металлолом. Обычный среднестатистический человек, который привык довольствоваться малым.

Несчастья начались более пяти лет назад. Сначала мужчина лишился своей доли в жилье. Говорят, переписал квадратные метры на каких-то мошенников. Старый дом на Ильинской хоть и разваливается по частям, но вот земля под ним — просто золотая: центр города, близость к Лавре — вот что влияет на ценообразование. К счастью, доли детей в этой афере не пострадали, поэтому из старого дома его не выгнали.

А потом случилось страшное: холодной зимой 2015-го Александр отморозил ноги, после чего их стремительно поразила гангрена. Ему пришлось лечь под нож хирурга. Сейчас он практически всё время проводит лёжа в постели. К нему каждый день приходит дочь, чтобы накормить, переодеть, обмыть.

В день, когда мы вновь посетили дом на Ильинской, на дверях в комнату Александра Фалина обнаружился навесной замок. С мужчиной нам удалось пообщаться через стенку, он назвал номер телефона дочери, которая за ним ухаживает. Женщину зовут Елена, в этот день она была на работе. По громкой связи она рассказала, как инвалид выживает в условиях, в которых и здоровому-то человеку придётся несладко.

Ни о чем не просили

Елена ни на что не жалуется. Говорит, какой бы ни был её отец, бросить его на произвол судьбы она не вправе. Она обустроила его комнату так, чтобы он мог протянуть руку и взять то, что понадобится.

С трудом, но всё же самостоятельно справить естественные потребности. «Запирать на замок мне приходится от нежеланных посетителей», — поясняет она. Женщина рассказывает: когда Александр Алексеевич лишился обеих ног, она на свои средства приобрела для него инвалидную коляску. Иногда, если позволяют силы и погода, ей удаётся с отцом погулять. Правда, чтобы спустить его в кресле по дряхлым ступеням, ей приходится прикладывать титанические усилия. Дореволюционный дом не приспособлен к проживанию инвалида-колясочника. «Больше всего меня тревожит то, в каких условиях он живёт. Забрать его к себе у меня нет возможности, так как на руках ещё и мать-инвалид», — говорит она.

Сейчас мужчина очень мёрзнет. В его комнате сыро и промозгло. Когда спит — натягивает одеяло на голову, чтобы хоть как-то согреться.

Проблему взяла на контроль представитель Уполномоченного по правам человека Татьяна Накорякова. После проведённых консультаций правозащитнику удалось установить: семья Фалиных ранее не обращалась за социальной помощью для инвалида. Омбудсмен разобралась в ситуации и разъяснила им их права. «На основании оформленной программы реабилитации инвалида Александр Фалин может получить кресло-коляску с ручным приводом, противопролежневый матрац. Если кресло было приобретено за собственные средства, за него можно получить компенсацию», — поясняет Татьяна Накорякова.

По её словам, мужчина также может претендовать на получение жилого помещения из муниципального маневренного фонда до момента расселения аварийного дома. По информации, полученной правозащитником в администрации округа, расселение аварийного дома запланировано в четвёртом квартале 2022 года. После предоставления дополнительных документов о состоянии здоровья Александра Фалина в администрацию округа, на жилищной комиссии администрации округа может быть принято решение о предоставлении жилого помещения вне очереди.

Отметим: если бы члены семьи знали, на какую поддержку от государства они могут рассчитывать, многочисленные проблемы Александра Фалина были бы решены гораздо раньше. Стоит также учесть, что социальная помощь от регионального отделения Фонда соцстрахования оказывается исключительно по заявлениям от жителей.

Евгения Николаева

Фото Сергея Семенькова