Когда мы, обыватели, слышим фамилию «Набоков», то первым делом вспоминаем писателя Владимира Набокова. А вот у физиков, оптиков и любителей астрономии ассоциация будет другой — они непременно вспомнят Михаила Евгеньевича Набокова, замечательного учёного, автора учебников и пособий, конструктора приборов, не потерявших своей ценности и в виртуальную эпоху. Своё детство и юность он провёл в Сергиевском посаде. Здесь же впоследствии много лет жил его сын.

Родился Михаил Евгеньевич 13(25) апреля 1887 года в Москве, но затем переехал в наш город. Учился в сергиевопосадской мужской гимназии.

С родной школой (в советское время — № 3) его много лет связывали добрые отношения: учёный всегда поздравлял педагогический  коллектив и учеников с очередными историческими датами. Процитирую книгу «Моя любимая школа», в которой приведено его письмо, отправленное в 1958 году: «В том здании, где находится ваша школа, раньше была мужская гимназия, которую я закончил в 1906 году. В ней тогда математику и физику преподавал один из передовых педагогов того времени — П. В. Знаменский. Благодаря ему во мне пробудился интерес к астрономии, которой я занимаюсь вот уже 50 лет…Моя научная работа началась в теперешнем Загорске, так как ещё в 8 классе гимназии я, одолев самостоятельно основы высшей математики, решил одну задачу наблюдательной астрономии, которая была напечатана в одном научном журнале в 1908 году».

В 1910 году М. Е. Набоков окончил Московский университет, преподавал физику и космографию в гимназиях и технических училищах. С 1921 года преподавал в МГУ, был профессором Витебского (1937­-41 гг.) и Ульяновского (1941­-43 гг.) педагогических институтов, Белорусского университета (1943-­48 гг.).

***

В 1935 году М. Е. Набоков вместе с молодым (на семнадцать лет моложе) астрономом-­методистом Борисом Александровичем Воронцовым —Вельяминовым подготовил первый советский учебник по астрономии для 10 класса. Учебник оказался долгожителем — с некоторыми коррективами его переиздавали не одно десятилетие на языках едва ли не всех союзных республик.

В 1947 году Михаил Набоков издал монографию «Методика преподавания астрономии в средней школе» — первое пособие этого рода на русском языке. Его книга «Астрономические наблюдения с биноклем» выдержала много переизданий.

Михаил Евгеньевич занимался и чистой наукой: исследовал ряд переменных звезд, наблюдая их на 7-­дюймовом рефракторе, определил интегральные яркости звёздных скоплений, организовал несколько астрономических экспедиций в Крым.

С 1948 он стал научным консультантом Московского планетария, где разработал тематику лекций по астрономии для школьников. Интересно, что он стал прообразом главного героя романа «SOS, или Созвездие Скорпиона» Анастасии Цветаевой (младшей сестры Марины Цветаевой).

В послевоенные годы Михаил Евгеньевич работал в Московском планетарии, где до сих пор используются его наглядные, простые и остроумные пособия по астрономии (вроде «зонтика Набокова» для демонстрации движения приполярных созвездий).

В 1946 году при Московском планетарии началось строительство «Астрономической площадки» (она же — существующий и поныне «Парк неба»). Впервые в истории планетариев этот комплекс инструментов познания, обращённый к живым светилам, был задуман Михаилом Евгеньевичем Набоковым.

«Парк неба — это комплекс астрономических приборов и инструментов, соединение астрономической обсерватории и музея под открытым небом, достопримечательность Московского планетария (…). Астрономическая площадка Московского планетария была открыта к 800­летию Москвы в 1947 году. Она продолжала традиции древних звёздных обителей, таких как храмовый комплекс в Гелиополе, Стоунхендж в Англии, обсерватория-­музеум в Александрии, Нюренбергский городок Региомонтана, Ураниенборг Тихо Браге, Пекинская обсерватория, Гданьская обсерватория Яна Гевелия, небесный комплекс Самрат Янтра в Джайпуре», — говорится сегодня на сайте Московского планетария.

Умер Михаил Евгеньевич 60 лет назад, 14 марта 1960 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы вместе с супругой и сподвижницей З. А. Набоковой. Долгое время могила оставалась в полном запустении. Но в 2013 году по инициативе сотрудников Московского планетария её облагородили и установили там памятник.

***

А теперь мы возвращаемся к начальному пункту нашей истории — в Сергиев Посад. Точнее, в советский Загорск, с которым была тесно связана жизнь и деятельность сына Михаила Евгеньевича — Михаила Михайловича Набокова.

В начале 1930-­х годов молодой студент-­баумановец угодил под колесо политических репрессий. Три года «социальной профилактики» (юридический термин тех лет) на Соловках. А потом пресловутые «минус шесть» — запрет жить и работать в шести крупнейших городах СССР, включая, конечно, столицу.

Так Михаил Набоков оказался в Загорске, устроившись в конструкторское бюро предприятия «Учоптика» (позднее — Завод школьного приборостроения № 6), как раз в это время начавшего свою работу. В течение нескольких лет он разрабатывал новые оптические приборы для школы. Среди них — школьные телескопы 60-­кратного увеличения, ставшие, наряду с фильмоскопами, брендом предприятия. Так, несмотря на политические бури, не прервалась семейная традиция!

Михаил Михайлович оставил после себя на заводе крепкую команду конструкторов и технологов, «набоковскую школу». А загорчане помнили его и как отчаянного футболиста, живую легенду местного футбола, наряду со знаменитым Сергеем Гуляницким.

Уже выйдя на пенсию, будучи серьёзно больным, М. М. Набоков успел поработать и в Институте игрушки, где занимался проектированием технических игрушек.

Александр Седой