Прыжки с парашютом — это не просто экстремальное развлечение для скучающих городских жителей. Это отдельный вид спорта, а для бойцов ВДВ — первое из необходимых боевых умений. В этом месяце российские парашютисты отмечают 90-­летний юбилей своего рискованного увлечения: 2 августа 1930 года рядом с Воронежем произошла первая в СССР выброска авиадесанта с использованием парашютов. 

Первый у столицы

«Вихрево» — самый близкий к столице малый аэродром. Он находится в нескольких километрах от Сергиева Посада, на территории бывшего Лозовского поселения. Здесь базируются самолёты и вертолёты, отсюда они взлетают с парашютистами на борту. На аэродроме всегда происходит что­-то интересное, но наиболее активной жизнь становится в выходные, когда сюда съезжаются любители острых ощущений.

Суббота, 10 часов утра. В «Вихреве» полно людей. Одни из первых гостей — ученики кадетской
школы­-интерната имени трижды героя Советского Союза А. И. Покрышкина, которая располагается в подмосковном Монине. В ней подростки получают начальную лётную подготовку.

— Ребята, идём за мной! — раздаётся командный голос инструктора в оранжевой толстовке с надписью «Если первый раз не получилось, парашютный спорт не для вас». Кадеты послушно следуют за мужчиной, надевают парашюты и друг за другом идут в самолёт. Большинство из них в будущем станут лётчиками — военными и гражданскими. Воздушное судно прогревает двигатели, разгоняется и взлетает, мальчишкам предстоит учебное десантирование с высоты.

Колол дрова, чтобы подняться в небо

Пока будущие пилоты под белыми куполами летят в свободном падении и любуются видом на Сергиев Посад, инструкторы аэродрома на земле укладывают парашюты. У каждого из них своя история о том, как они влюбились в небо.

Игорь Верхозин первый раз прыгнул в 2002 году во время школьных каникул. Парню было 15 лет, на аэродром он приехал за компанию со старшим братом. Потом было ещё несколько прыжков, а когда родители сказали, что больше денег на полёты не дадут, парень стал искать способы осуществить свою мечту бесплатно. Уговорив друга, они вместе отправились в аэроклуб.

Дело было зимой, на аэродроме они встретили только охранника, он же оказался инструктором. За то, что школьники накололи дрова, он прочитал им лекцию с парашютной терминологией. «Мы два часа кивали головами, но ничего не поняли. В клуб нас всё-­таки взяли», — рассказывает Игорь, собираясь на очередной прыжок в тандеме. Мальчишек научили укладывать парашюты: 10 укладываешь и можно бесплатно прыгнуть. Но летать просто так через какое­-то время наскучило, Игорь начал принимать участие в соревнованиях, потом купил специальный шлем и камеру для экстремальной съёмки.

Наше общение кратко. «Извините, пора бежать», — Игорь быстро надевает специальный костюм, шлем, хватает очки и бежит к вертолёту. Через пару минут они взлетят для прыжка в тандеме с трёх тысяч метров.

Укладывать парашюты остаётся Сергей Андрианов. Его первый прыжок был ещё раньше — в 13 лет. Понравилось. Далее его история во многом похожа: родители отказались оплачивать недешёвое увлечение, но от мыслей о парашюте парень не отказался. Например, узнал, что прыгать бесплатно можно в военно­-патриотическом клубе, но только три раза в год. Тогда он так же, как Игорь, пошёл в аэроклуб. Ради полёта с парашютом готов был и по хозяйству помогать, и парашюты укладывать.

Результаты впечатляют. Например, Сергей был в составе команды, которая установила рекорд России по вингсьюту. Вингсьют — это специальный костюм-­крыло, надев который человек становится похож на белку­-летягу. Он позволяет парашютисту лететь не вниз, а вперёд. К полёту в таком костюме допускаются только опытные парашютисты, а сам вид спорта считается сверхэкстремальным. Сергея включили в состав группы, которая смогла выполнить этот вид прыжка с наибольшим количеством участников — 36 человек.

Старший инструктор

Алексей Соколов — старший авиационный начальник посадочной площадки аэродрома «Вихрево» аэроклуба «Пересвет­Аэро».

«Я прыгаю с 15 лет. Сейчас мне 40. По меркам парашютного спорта я уже пенсионер», — рассказывает Алексей. В школьные годы он был хулиганистым ребёнком, и мама отдала сына на перевоспитание в
аэроклуб. Сначала он учился управлять самолётом, а потом прыгать.

Но сразу связывать свою жизнь с небом Алексей не стал. По первому образованию он юрист, долгое время работал помощником следователя в транспортной прокуратуре. Затем устроился педагогом дополнительного образования по авиа­ и парашютной подготовке в детско­-юношеском центре в Кирове. А в 2001 году поступил на службу парашютистом-пожарным. В течение двух лет боролся с огненной стихией, тушил лесные пожары.

В 2006 году Алексей перешёл на должность парашютиста­-спасателя в региональную поисково-спасательную базу ФГУ «Центральный авиационный поисково­-спасательный центр». Продолжал спасать уже не леса, а людей: искал упавшие самолёты, вертолёты, космические аппараты. В 2009 году участвовал в поисках спускаемого аппарата с космонавтами Максимом Сураевым и Джеффри Уильямсом в Казахстане.

Эта работа так увлекла Алексея, что он окончил Ульяновский институт гражданской авиации с красным дипломом.

В его карьере парашютиста-­профессионала прыжки от юга России до самых северных широт. Несколько раз он участвовал в организуемой «Русским географическим обществом» арктической экспедиции «Барнео» в районе Северного полюса. Там Алексей прыгал с парашютом, обеспечивая десантирование на льдину тракторной техники и топлива для полярников, которые строили временный аэродром.

Сейчас он работает в Киржаче заместителем директора лётного испытательного комплекса НИИ парашютостроения и на аэродроме «Вихрево». Говорит, что без неба и прыжков жизни не представляет. Алексей не считает своё увлечение чем-­то экстремальным: «В советское время это был технический вид спорта». Его коллега с ним согласен, говорит, если парашютист хромает, значит, скорее всего, разбился на мотоцикле.

Приметы парашютистов:

нет слова «последний», парашютисты говорят «крайний»

- перед прыжками не бриться

- популярный тост парашютистов «И-и-и-ха» — звук в групповой акробатике.

 

Евгения Кинтушева

Фото автора