6 (18) августа 1800 г. (220 лет назад) на праздник Преображения Господня состоялось торжественное открытие Вифанской Духовной семинарии. По окончании торжества приглашённым гостям был предложен обед, семинаристам — трапеза, народу выставили 4 ведра горячего вина, 20 вёдер полпива и 500 калачей. Вечером гладь Вифанского пруда озарил фейерверк, на зданиях семинарии и монастыря зажглась иллюминация. Открытый в 1800 году семинарский корпус сохранился до наших дней.
Указ об учреждении семинарии последовал в 1797 году вскоре после того, как император Павел I посетил Вифанскую пустынь митрополита Платона (Левшина). Тем же указом пустынь была объявлена училищным монастырём. Но в стенах Троице-Сергиевой лавры, уже более полувека действовала Троицкая семинария. Она упомянута и в указе.
Указ 1797 года, точнее один из его пунктов, гласил: «для вящего распространения преподаваемого в семинарии Троицкой Лавры учения, которого полезные успехи мы сам видели, учредить в Вифании таковую же семинарию в числе ста человек учеников, на содержание коих (...) производить ежегодно по четыре тысячи рублей».
Митрополит Платон не просил учредить семинарию при своей уединённой пустыни, в тишине которой он собирался «окончить последние свои годы». Тем не менее, усмотрев в указе императора «таинственное внушение свыше», Платон «с замечательною в его годах энергией принялся за осуществление Высочайшей воли».
Семинарское здание было заложено весной 1798 года и строилось под наблюдением штатного служителя Лавры архитектора Болдырева, уроженца Сергиевского посада. Осенью в здании обрушился свод над одной из больших палат нижнего этажа. Итогом проведённого следствия стало красноречивое распоряжение митрополита Платона: «Штатный служитель Семен Болдырев приставлен был к строению Вифанской семинарии, но ево худым присмотром, кроме что многия упущения учинены, но и свод упал, да и другие некоторые своды ненадёжны и следует разобрать; а при том частию пьянствовал и, небезызвестно, подрятчики ево поили, чтоб он менше за ними смотрел к их выгоде. За таковую ево немалую вину и причиненный немалый убыток и за пьянство, определить в конюхи».
Пробыв в «конюховской должности» около трёх месяцев, Болдырев признался в отлучках со стройки и покаялся. Владыка Платон смягчился и вернул архитектора на стройку, приказал выдавать ему на пищу 20 коп. ежедневно и прибавил: «А коли прошедшую погрешность поправит и перестанет пить, то будет награждён». Не избежал наказания и поивший Болдырева подрядчик каменных работ. По требованию Платона он обязался построить за свой счёт два флигеля по сторонам входа на семинарский двор.
В 1799 году значительный по площади и объёму корпус семинарии был построен. По мнению митрополита Платона, в этом корпусе не стыдно было бы разместить и академию.
«На правой стороне (с приезда к Вифанскому монастырю от Троицы) семинария. Оная выстроена на 60 саженях квадратом, в два этажа каменная... При входе в оную представляется вид ея довольно величественным и красивым. Внутри, кругом всего строения, крытые переходы на столпах. С двух сторон сделан всход в верхний этаж, на балкон, а с онаго в авдиторию, которая довольно светла, и изрядно лепными духовными статуями убрана. В ней сделаны хоры на столпах выкрашенных. Из авдитории ход на балкон, к Московской дороге и к Лавре, на пруд. Вид с онаго восхитительный. Внизу под авдиториею устроена и изрядно расположена библиотека... По обеим сторонам авдитории покои учительские. Четыре башни в верхнем этаже служат для классов; а прочие покои все, или жилые для семинаристов, или службы их».
Здание Вифанской семинарии построено П-образно. Планировку «покоем», характерную для дворцовых и общественных зданий, в данном случае можно рассматривать и как символическое изображение начальной буквы в имени императора Павла. Об императоре напоминал и его вензель, помещённый над обращённом к Московской дороге фасадом семинарской аудитории.
Кстати, при открытии семинарии митрополит Платон не забыл потрудившихся при её заведении. Не забыт был и архитектор Болдырев: в награждение он получил 40 руб., сумму, сопоставимую с его годовым жалованьем.