Туристический бизнес с введением режима самоизоляции попал в список наиболее пострадавших отраслей. И действительно, до путешествий ли нам было, когда шкала заражённых COVID-19 уверенно ползла вверх. Люди дружно засели по домам, а гостиницы и отели встали на паузу, которая растянулась почти на три месяца. И вот постепенно туристическая отрасль начинает выходить из ступора. Главная достопримечательность Сергиева Посада — Лавра — открыла ворота 13 июня, спустя ещё две недели заработали государственные музеи, со 2 июля в Подмосковье разрешена деятельность турагентств. А это значит, что туристический поток в наш город возобновится. Но все ли отели пережили финансово провальный период? И как гостиницы выстраивают свою деятельность сейчас?

Два месяца не было постояльцев

В гостинице «Владимирская», которая находится в самом центре Сергиева Посада, всего 17 номеров. Они всегда были заполнены под завязку. На отсутствие посетителей здесь не жаловались и даже не думали, что наступят лихие времена, что и одному заезжему гостю будут несказанно рады.

Пандемия свалилась на отельеров, как снег на голову. Как рассказала управляющая гостиницей «Владимирская» Екатерина Гавринёва, первое, что пришлось сделать, срочно оптимизировать расходы. Десять сотрудников, которые обслуживают отель и кафе при нём, отправили в отпуск на два месяца, несколько недель она тянула отель одна. Хоть туриндустрия считается наиболее пострадавшей отраслью в пандемию, прямого запрета на работу гостиниц не было: табу распространялось только на деятельность хостелов и санаториев. Однако проку от этой дозволенности было мало, постояльцы и без того отсутствовали.

«Два месяца гостиница в рабочем режиме пустовала. Вообще было не слишком понятно, можно ли работать и кого мы имеем право принимать. Ближе к середине июня нам разрешили заселять командировочных. Да обычные туристы к нам и не приезжали. Поток гостей начал возобновляться лишь с открытием Лавры во время длинных выходных с 12 по 14 июня. Эти дни были показательными, мы первый раз отработали с загрузкой 90 процентов. А на стопроцентную загрузку вышли только в эти выходные», — рассказала Екатерина Гавринёва.

На 1000 рублей в сутки снизилась стоимость
стандартного двухместного номера в период пандемии

Замеряем температуру гостям и себе

Главный документ, которым руководствуются отельеры при работе, — рекомендации Роспотребнадзора. Согласно требованиям, всем постояльцам перед заселением измеряют температуру бесконтактным градусником, персонал пользуется масками и перчатками, в номерах установлены санитайзеры, горничные регулярно проводят дезинфекцию. Весь персонал ежедневно измеряет температуру и себе, контроль лишним не бывает. Как утверждает Екатерина, пока среди коллектива и гостей случаев заражения COVID-19 не было.

В отличие от гостиницы кафе на время режима самоизоляции не работало. Открыли для посещения его только с 12 июня. До этого времени постояльцам предлагалась услуга — доставка питания в номер, что было очень актуально, так как все общепиты в это время были закрыты.

Ни одной из мер государственной поддержки руководство гостиницы так и не воспользовалось. Хотя они имели право на целевую субсидию в 12 130 рублей на зарплату каждому сотруднику. Как показала практика, это самая востребованная у предпринимателей выплата. Но Екатерина считает иначе.

«Почему не воспользовалась? По одной причине — боюсь, попросят обратно. Хотя знаю, что многие пытались деньги получить, кому-то отказали, но мы решили, что лучше сами заработаем», — рассуждает она.

По её признанию, потери для бизнеса пандемия нанесла большие. Без постояльцев «Владимирская» осталась в Пасху, на Красную горку, Троицу, майские праздники — дни, когда в гостинице всегда была полная загрузка.

Упали в цене на треть

Чтобы хоть как-то минимизировать потери, отельеры активизировались в соцсетях, предлагая потенциальным постояльцам всевозможные выгодные кейсы. Например, во «Владимирской» можно было поселиться со скидкой 30 %, если номер выкупался на три дня, и со скидкой 50 %, если бронировали на неделю и больше.

«В обычный день двухместный стандартный номер стоил 3000 рублей в сутки, в период пандемии цена упала до 2000 рублей. Если бы сезон начался вовремя, все потери можно было бы восстановить и получить прибыль. Но сейчас нам едва удаётся не уйти в минус», — рассказала Гавринёва.

От коллег по цеху Екатерина знает, что в Сергиевом Посаде на время пандемии закрывалась только одна гостиница — «Посадская». Остальные отели были в строю и продолжали держать «штурвал», чтобы «корабль» не утонул. По мнению управляющей «Владимирской», такая тактика вполне объяснима, запустить гостиницу после закрытия намного сложнее, чем поддерживать пустую в рабочем режиме. Теперь вся надежда у отельеров на остаток лета и погожую осень. Пока не открылись границы, отдых в Подмосковье — прекрасная альтернатива для всех туристов, кто мечтал побывать в Сергиевом Посаде.

«Два месяца гостиница в рабочем режиме пустовала. Вообще было не слишком понятно, можно ли работать, и кого мы имеем право принимать. Ближе к середине июня нам разрешили заселять командировочных», — говорит управляющая гостиницей.

Оксана Перевозникова

Фото Сергея Семенькова