Что имеем — не храним, потерявши — плачем… Романтичная фраза, которая в нашем округе теперь применима к совершенно уникальному для себя объекту — люди потеряли автобусы.

«Приходится стоять по часу»

Читатели «Вперёд» уже несколько недель жалуются на нехватку рейсов. Во время пропускного режима и периода «нерабочих дней» ситуация была понятной (меньше людей — меньше автобусов), но вот ограничения постепенно снимают, а количество автобусов не увеличивается. Это не только неудобства, но и опасность: переполненный транспорт  – идеальное место для распространения коронавируса.

Первыми к нам обратились по поводу маршрута № 42 (Сергиев Посад — Реммаш). «Ровно неделю уже приходится стоять по часу в ожидании маршрутки. Они приходят переполненные, при том что место рядом с водителем занять нельзя. На остановках нет расписания, приходится выходить наугад и вспоминать, во сколько тебе вчера удалось уехать», — написала нам Анна из Реммаша ещё две недели назад.

Автоколонна № 1791 по телефону отвечать наотрез отказались. Пришлось обращаться в регион. Ответ из пресс-службы «Мострансавто» поступил следующий: «На основании договора с АО «Мострансавто» об оказании комплекса услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, пассажирские перевозки на маршруте № 42 (Сергиев Посад — Реммаш) осуществляет компания ООО ТК «РИКО». Руководству компании направлены требования усилить контроль за выполнением транспортной работы».

На следующий день после этого письма мы пришли ждать изменений к лучшему, в обеденное время выйдя на остановку к Белому пруду: расписание говорит, что 42-я маршрутка должна ходить с интервалом в 10-15 минут. Мы ждали 40 — не час, но считать это радикальным улучшением  тяжело.

Чтобы быть объективными, эксперимент повторили уже в час пик 7 июля. Интервал составил 24 минуты. Мы кое-как выползли из переполненной 42-й маршрутки на остановке у Районной больницы в 17:15, следующая приехала в 17:39, в неё несколько человек уже просто не влезли. «Да, каждый день такое. Иногда 20 минут, иногда 40», — рассказала оставленная за бортом пассажирка. Можно предположить, что 7 июля дополнительные меры уже приняты: в билете — только реквизиты «Мострансавто», о других перевозчиках не упомянуто.

Пытаясь всё же найти фирму-соисполнителя, мы обнаружили сайт ТК «РИКО» с  телефоном диспетчерской. «Мы не ведём маршруты в Сергиевом Посаде. Ничего не могу вам подсказать», — сообщил оператор. Других «Рико», связанных с перевозками (не считая челябинской) найти не удалось. Зато удалось вспомнить, когда название этой транспортной организации уже всплывало в новостях. «16 января 2019 года в районе 15:30 на остановочном пункте «ЦРБ» водитель не впустил в салон транспортного средства пассажира с ограниченными возможностями с собакой-поводырем», — эта новость РИАМО быстро облетела интернет. Речь тогда шла о 49-м маршруте, который, как вы уже догадались, обслуживала фирма с тем же именем (по заявлению «Мострансавто»). Водителя тогда уволили, но сотрудничество, видимо, продолжили.

Такие же претензии о задержках рейсов поступили касательно маршрута № 23 (Сергиев Посад — Пересвет). «30 июня с ребёнком ждали автобус час, затем 4 июля сын подруги также не смог приехать ни на чём кроме такси, сказал — долго ждать», — описала проблему позвонившая в редакцию жительница Пересвета Людмила Евгеньевна. Мы и по этому вопросу составили запрос в «Мострансавто», ответа пока нет — как, откровенно сказать, и надежд, что и это обращение что-то изменит.

«Держим вопрос на контроле»

Проблема касается не только этих двух маршрутов, но и чуть ли не всех пригородных, судя по сообщениям в сети, а реакции нет даже после обращений в адрес перевозчика со стороны местных властей. «Да, мы держим вопрос на контроле. На самом деле возникли проблемы не у самого «Мострансавто», а у фирмы, которую они наняли для выполнения части маршрутов, ТК «РИКО», — объясняет Дмитрий Карушин, начальник отдела транспорта и связи администрации. — Их водители сейчас оказывают услуги по перевозке больных, и в рейсах людей не хватает.

Ранее мы обратились в саму фирму и проблему должны были решить до 1 июля, но, как видите, ничего не изменилось. Поэтому для решения вопроса мы написали письмо в министерство транспорта Московской области (соучредитель «Мострансавто». – Ред.), от которого ожидаем ответа».

Таким образом, сейчас тяжело сказать, когда же общественный транспорт вернётся в нормальный режим работы. По сути, весь округ стал заложником проблемы фирмы-субподрядчика, но отвечает за них общерегиональный перевозчик: конкурс в муниципалитете выиграло только «Мострансавто», внутренние контракты компании — дело компании.

Реформа главного перевозчика

Стоит отметить, что заключение договоров на соисполение — обычная практика. Особенно с прошлого года, когда «Мострансавто» стало акционерным обществом (100 % акций у государства). «После перехода к новой форме появится возможность для роста и реализации крупных проектов, увеличится инвестиционная маневренность предприятия», – 3 июня 2019 года рассказывал министр транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Алексей Гержик (цитируется по сайту mosreg.ru).

 «Основная задача последних двух лет — это переход от государственного предприятия с традиционным подходом и системой управления к экономически эффективному акционерному обществу (…). Сейчас уже «Мострансавто» имеет гарантированный объём транспортной работы до 2021 года, поэтому мы продолжим привлекать профессиональных водителей, развивать пассажирские сервисы и транспортную сеть предприятия», — тогда же подчёркивал генеральный директор компании Владислав Мурашов.

Но после реформы, как это случается, пошли увольнения. «Два года назад руководство объезжало все филиалы со своей презентацией и говорило: несмотря на то что предприятие будет акционерным обществом, несмотря на то что они отдадут объём транспортной работы на соисполнение — сокращений не будет. Всем работникам показывали эту презентацию. Но за последний год сократили полторы тысячи рабочих мест. Как нам говорят, увольняют только инженерно-технический персонал, экономистов, бухгалтеров, но это тоже люди, которые остаются без работы», – 23 мая 2020 года в интервью газете «Солидарность» рассказала Людмила Емельяненко, председатель Московского областного комитета профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Действительно, судя по сообщениям, водителей не трогают, тем не менее, во время подготовки материала мы дважды услышали слухи о некой «забастовке» в среде перевозчиков (подтверждений этому нет) из-за изменившихся условий труда.

Впрочем, последнее — это лишь слухи. По факту же нам, пассажирам, остаётся ждать на остановке автобуса, а ещё с тревогой наблюдать за судьбой самого «Мострансавто».

Иннокентий Майоров

Справка

В штате компании «Мострансавто» — около 18 тыс. сотрудников. Автопарк предприятия огромен — около 4,5 тыс. автобусов, которые обслуживают свыше 1,2 тыс. городских, пригородных и междугородних маршрутов регулярного сообщения и ежедневно перевозят около 1,5 млн пассажиров. В Сергиевом Посаде подразделением «Мострансавто» является автоколонна № 1791.