От конкретных советов, где в Посаде искать интересные ракурсы для съёмки, с фотографом Александром Арсеньевым мы вскоре перешли к более общим вещам: поговорили о неожиданных преимуществах плёнки, о бегстве от цивилизации, чистоте воды в реках, и о том, что пейзаж не всегда обязан быть красивым. Далее — прямая речь нашего гостя.

— Я живу на Северном посёлке, и из моего окна открывается замечательный, хотя и простой вид: частные дома и небо. Соглашусь с теми, кто считает, что ракурсы из окон наших квартир не оценены по-настоящему. Многие фотографы воспринимают их как разумеющиеся, не видят в них повод сделать хороший снимок, а зря.

Даже простые виды неба из окон достойны того, чтобы показать их в интернете — так делают некоторые мои знакомые, хорошие серьёзные фотографы.

Я вообще заметил, что этой весной и летом небо было особенно красивым. Может, в изоляции мы просто чаще на него смотрели? Оно выглядело разным, фактурным, с густыми облаками, а ярко-красные закаты напоминали заходы солнца над Чёрным морем. А может, это из-за того, что заводы и машины на время остановились, и дымка рассеялась?

Говоря о красоте простых вещей, продолжу ряд: у меня есть вид из чужого окна на Звёздочке, где машины выстроились на стоянке, а впечатление добавляет игра с оптикой. Есть вид из окна на Угличе, фонари на улице 1-й Ударной Армии...

Мне запомнился момент стройки жилого комплекса в центре города. Его можно видеть с железнодорожных путей, откуда открывается вид на Лавру. Теперь это историческое фото: бульдозер раскапывает землю, вокруг ещё разруха.

Заметил, что достаточно выехать за пределы Посада, и твоё настроение меняется. Ведь даже на Лесном озере, казалось бы, расположенном вдали от магистралей, нет полного ощущения природы — жилые дома, вся городская инфраструктура буквально в нескольких сотнях метров. Но как приятно проехать на велосипеде по обычным грунтовым дорогам, мимо простых садовых товариществ, по полю, когда вокруг тихо и спокойно. Именно такая дорога ведёт к Загорским Далям и дальше, в деревню Сырнево.

Когда я отправляюсь в путешествие по России — например, сплавляюсь по реке, — мне важно, чтобы из этой реки можно было пить. Сварить уху можно из воды, набранной в Волге, но из-за её химического состава, особенно где-нибудь в районе Нижнего Новгорода, я бы не стал рисковать. Поэтому я ищу регионы, где нет такой промышленности: места в Карелии, в Мурманской области.

В путешествия часто беру с собой плёночный фотоаппарат, и это не позёрство. Я начинал с цифровых камер, а на плёнку перешёл позже, когда понял, что мне нравятся чёрно-белые фото середины XX века, а то, что делали компьютерные плагины, казалось имитацией. Была в этом и ностальгия по временам, когда мы с дедом в ванной проявляли и печатали фотографии сами. Плёночная камера даёт ещё одно преимущество — рациональное. С цифрой надо постоянно помнить об аккумуляторах, заряжать их, думать, где бы найти цивилизацию с розеткой. С плёнкой проще, да и стоит такая камера намного меньше.

В путешествиях я встречаю не только красоту. Те же самые Хибины — как правило, мы видим на фотографиях оттуда прекрасные сопки, тундру, всё величественно… Но то, что там же есть озеро Имандра, загаженное всеми заводами, говорят мало.

Почти никто не снимает заводы, всё это экологическое безобразие. Понятно, что добраться до Хибин не так просто, но бывают примеры и поближе. Все, кто въезжают в Ярославль по автодороге, знают, что там есть нефтеперерабатывающий завод. Однажды я приехал туда, решил поснимать рядом, и через полчаса у меня настолько сильно заболела голова, что я был вынужден убежать. Запах стоял просто отвратительный, находиться дольше было трудно. Пока я ждал автобуса на остановке, присмотрелся к лицам людей — впалые глазницы, синяки под глазами, плохой цвет кожи... Мне кажется, что для фотографа важно показывать реальность, не приукрашивая её.

Больше фото смотрите на https://www.instagram.com/ars.foto/