На этой неделе об интересных ракурсах в Сергиевом Посаде расскажет не фотограф, как обычно, а камень и кирпич — мозаики, панно и здания, созданные за десятилетия с начала XX века до наших дней, красивые и внушающие ужас, утончённые и прямолинейные.

У каждого из них есть конкретный адрес, и каждый этот пример читатель сможет использовать как сюжет, как фактуру, как вдохновение или просто как транспорт во время, которое не повторится.

Самый распространённый знак прошлого на наших улицах — четыре цифры, выложенные кирпичами на стенах домов, год их постройки. Даже шрифт этих надписей передаёт дух эпохи: тяготеющие к квадрату символы, со сходящимися под углом 45 градусов к середине восьмёрки линиями в «1938» на стене невысокой постройки на территории Электромеханического завода. Вытянутые, с засечками «1963» — на стене завода школьного приборостроения на Вифанской улице. Последние четыре цифры уже не существуют, их разрушили вместе со зданием при расчистке площади под гипермаркет. Фотография запечатлела как раз этот момент: цифры «съедаются» ковшом экскаватора.

Как и нет соседних «1899» в виде почти легкомысленных вензелей на фронтоне ещё одного здания, на этот раз в духе промышленной неоготики, стоявшего рядом с «1963». Хорошо ли, плохо ли, что они стёрты из нашей жизни — тут мнения наверняка разойдутся.

Строители порой шли ещё дальше и складывали из кирпичей не только даты, но и целые послания потомкам или просто писали, как бы сейчас сказали, caps loсk «ПОЛИКЛИНИКА» на стене поликлиники в Березняках.

 

 

После Олимпиады-­80 на стенах домов массово появлялись медведи, после Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1985-­го на глухих кирпичных кладках селились голуби, но самая красивая сергиевопосадская мозаика сложилась без повода — олени дома 21 на улице Симоненкова.

 

На стене библиотеки им. Александра Горловского рядом с годом постройки выложили искрящиеся бокалы шампанского. Новоселье — всегда повод! Трудно представить сегодня такие вольности.

В самом здании — прекрасная мозаика, которая, к счастью, находится под охраной сотрудников библиотеки. Говорят, в ней сто тысяч кусочков смальты, а Ломоносов неспроста стоит на фоне Дворца культуры: и дворец, и библиотеку строило одно предприятие, ЗОМЗ. Эмблему завода можно найти в соседнем квартале, у дома 24 на Валовой улице — в кирпичной версии, и на ограде стадиона за ДК — в металлической.


Напоследок навестим одно из самых странных промышленных зданий города. Оно стоит на Скобяном шоссе, в квартале, где теснятся завод ЖБИ, автосервисы, строительные магазины и множество мелких производств.


 

Высокое, с ассиметричными окнами, с лестницей вверх по стене, оно высится среди невыдающейся застройки промзоны и выглядит, как зуб — одинокий, но всё ещё нужный какому-­то неведомому организму.