Наступает посткарантинная реальность. Становится очевидным, что денег и у населения, и у предпринимателей, не считая единичных гениев онлайн-торговли, стало меньше.

Есть сферы экономики, о поддержке которых заговорили в первую очередь, — предприятия малого и среднего бизнеса. Во-первых, потому, что именно они должны составлять костяк товарно-денежных отношений и давать работу сотням сограждан. Во-вторых, поддержка сложившейся инфраструктуры сервиса — мелких магазинчиков, кофеен, парикмахерских и салонов красоты — это тоже вклад в качество жизни россиян. Однако, согласно индексу RSBI (ежеквартального исследования настроений малого и среднего бизнеса, организованного Промсвязьбанком совместно с «Опорой России»), больше трети предприятий в конце мая рассматривало перспективу закрытия, а 15 % уже решили прекратить работу. Уверенность в будущем высказало только 27 % опрошенных бизнесменов.

Где болит?

Главная головная боль бизнесменов — обязательные траты на аренду помещений и выплату зарплаты сотрудникам.

По оплате найма государственных и муниципальных помещений власти решили вопрос почти сразу: все арендаторы могут получить отсрочку, руководствуясь распоряжением министерства имущественных отношений Московской области, а также решением Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа. Погасить арендную плату за период с 1 марта по 1 октября можно будет равными частями в течение двух лет, в 2021-2022 годах. 

С арендой у частника всё сложнее. Главный и единственный путь тут — переговоры с арендодателем. Власти тоже готовы опосредованно в них помочь, например, дать предпринимателю, недосчитавшемуся полной суммы за аренду, отсрочку по уплате налога на имущество. Об этом глава округа Михаил Токарев напомнил в ходе встречи с местными бизнесменами в режиме видеоконференцсвязи. Эта мера весьма действенная, уже «обкатанная» на примере «Торговых рядов».

Помощь с выплатой заработной платы взяла на себя федеральная власть, поскольку решение объявить период «нерабочих дней с сохранением заработной платы» было озвучено президентом. Таким образом, большая часть обязательств по поддержке населения в период самоизоляции легла на плечи работодателей. Со стороны властей было предложено помочь субсидиями в размере 12 130 рублей на каждого сотрудника в течение полугода и льготными кредитами (там тот же МРОТ, умножаемый в Подмосковье на коэффициент 1,3), но с разными условиями.

Всем МРОТ

Первые субсидии уже начали выплачивать. Магазин «Русская матрёшка» — небольшой, из особо пострадавшей туристической отрасли, — получил первый транш. «По субсидиям нам уже всё пришло. В итоге больше 70 тысяч на всех. Если говорить о поддержке в целом, ещё мы получили налоговые каникулы. Остался только НДС, по остальным налогам есть отсрочки или полная отмена сбора, — рассказывает директор магазина Анна Зайкина. —  Кредитов или долгов, по которым есть способы реструктуризации в банках, у меня не было. Но остаётся самая большая проблема: аренда. Тут всё ещё пытаемся договориться».

В Сергиево-Посадском городском округе заявление на этот вид помощи подали в федеральную налоговую службу 1514фирми индивидуальных предпринимателей. Одобрили из них 1200 (около 80 %). Результат неплохой, но почему не все представители малого и среднего бизнеса пошли за деньгами, которые предлагает государство?

Как оказалось, дело не столько в классической бюрократической воБизнес ищет средства Как формальности мешают предпринимателям получить господдержку локите (пакет документов для претендентов на субсидию не очень-то велик), сколько в установленных условиях для этого вида поддержки: сохранение 90 % от общего количества сотрудников, работавших до пандемии.

«У нас нет никакого намерения увольнять людей. Но и выплачивать полную зарплату при закрытых кафе и падении выручки на 96 % мы не можем, — описывает ситуацию Любовь Корнилова, владелица нескольких заведений на улице Карла Маркса. — Мы людям объясняли, что на субсидию уже подали, но тут объявляют, что пособие по безработице повышено до 15 тысяч, народ не ждёт и разбегается. В основном ушла молодёжь с кредитами на телефоны — им деньги нужны были прямо сейчас». Правда, рассчитывать на большое пособие могут не все, условий там тоже много.

Ещё ярче это препятствие для получения реальных денег на зарплаты сотрудникам видно на примере сетевых заведений. О полученном отказе в выплате субсидии, по формальным с их точки зрения основаниям, недавно сообщило руководство детского парка «Невидалия» в Сергиевом Посаде, входящего в сеть с одноимённым названием. В парке, расположенном в ТЦ «Капитолий», трудятся 20 человек. «У нас работают и молодые мамы, и люди с ипотекой, естественно, поддержка сейчас всем нужна.

У фирмы были средства погасить задолженность по зарплате за март, но это всё, — рассказывает Антон Ельцов, управляющий местным подразделением «Невидалии». — Мы закрылись ещё в марте, даже чуть раньше официального введения режима самоизоляции. При этом уволили лишь одну сотрудницу, точнее, она сама ушла до закрытия, найдя более высокооплачиваемое место работы». Сергиевопосадская «Невидалия», равно как и филиалы сети в других городах, подготовила свою часть документов на субсидию. Фирма зарегистрирована в Москве, там и подавали весь пакет в налоговые органы. Но в выплате сетевому парку развлечений отказали из-за несоблюдения правил по сохранению сотрудников: в филиалах в Улан-Удэ и Волгограде незадолго до пандемии было подано много заявлений по собственному.

«Как оказалось, дело в математических тонкостях, используемых в подсчётах налоговой. Округляя для наглядности: всего в компании работает 100 человек. В марте 20 человек ушли, на их место сразу были наняты другие 20 человек (текучка в нашей сфере — дело обычное). Итого как работало 100 человек, так и работает. Налоговая же считает, что в марте работало 120 человек, а в апреле — 100, итого падение свыше 15 % по сравнению с мартом, а значит, мы не подходим по критериям», — поясняют в «Невидалии».

Впрочем, руководство не отчаивается получить средства и готовит новый пакет документов.

Кредиты стоят денег

С беспроцентными кредитами на поддержку малого и среднего бизнеса история во многом похожая. Региональные отделения банков рассказывают о выданных суммах крайне неохотно, найти тех, кто эти кредиты получил, задача почти невыполнимая. Всё дело опять же в условиях.

Например, в одном из крупных банков, куда мы в консультативных целях обратились под видом ИП, нам рассказали, что нулевой процент даётся лишь на полгода, после чего начинают «капать» 4 % годовых. Вторая деталь: досрочно такой кредит погасить нельзя. Наконец, обязательное условие (и тут повторение истории с субсидиями) — сохранение 80-90 % сотрудников.

Недавно появился ещё один вид «госкредита» под 2 % годовых. У него два бонуса: деньги можно потратить не только на зарплаты, но и, например, на закупку оборудования (любые документально подтверждённые расходы на предпринимательскую деятельность). И эти траты готово оплатить государство. «Основная цель этого кредита — сохранение рабочих мест. Если вы сохраните 90 % сотрудников, то оплату по нему производит государство. Если предприятие не выдерживает, сохраняет от 80 до 90 %, то погасят только половину», — объяснили нам в банке. При этом даже при выполнении всех условий выплата от государства придёт через полгода: «процедура наблюдения идёт до апреля 2021 года», а начать выплаты предприниматель должен с ноября 2020 года. Кассовый разрыв налицо, к тому же все опасаются самой процедуры возврата средств, которая может затянуться.

«Неособо» пострадавших нет

Остаётся и ещё одна проблема — общая для любого вида помощи. Все перечисленные меры касаются «особо пострадавших отраслей». В утверждённом правительством перечне 38 ОКВЭДов (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. — Ред.). Всего кодов в нём больше полутора тысяч.

Для получения субсидий требуемый код по ОКВЭД должен быть основным. Касаемо «госкредита» — для субъектов малого предпринимательства он может быть и дополнительным.

Во время поисков «счастливчиков», всё же получивших кредиты, в редакцию стягивались скорее истории разочарований. «Мы обращались в три банка, отказали. Хотя мы очень пострадавшая отрасль – пиротехника. Когда жизнь идёт от Нового года до Дня Победы, и 9 мая отменяют, сотрудникам просто нечем платить зарплату. Даже небольших заказов нет — все массовые мероприятия отменены», — рассказывает супруга местного предпринимателя. И таких «неособо пострадавших» сотни.

Понятно, что самые предприимчивые договорятся и с арендодателями, и с сотрудниками, сменят вид деятельности, подсократятся, перестроятся, перепрофилируются — выживут, в общем. Менее удачливые и предприимчивые закроются. И, как следствие, тысячи людей по всей стране бывших работников предприятий малого и среднего бизнеса будут вынуждены обратиться в Центр занятости. Ждём. С тревогой.

Иннокентий Майоров

Фото Сергея Семенькова