Благотворительность — это часть православного сознания, реального благочестия русского человека. В былые времена она имела разнообразную реализацию в светской и церковной жизни, проявлялась в личной и семейной традиции, в приходской общине. Поводом для обращения к этой теме стали документы, сохранившиеся в Центральном Государственном архиве Москвы. Одно из дел касается несостоявшегося награждения старосты Успенской церкви в Сергиевском посаде купца Ивана Ивановича Шапошникова.

Он был членом влиятельной в Посаде семьи, вёл обширную торговлю, владел медно-проволочным заводом, устроенным ещё его отцом. Известно, что в 1842 году предприятие размещалось в собственном каменном одноэтажном доме, на производстве были задействованы 1 мастер и 25 работников, имелся 1 горн, изготавливалось 650 пудов проволоки на 1950 рублей в год.

Наш герой был женат на представительнице другого влиятельного рода — Трегубовых, имел трёх замужних дочерей, одного внука и двух внучек. С 1833 года четыре трёхлетия подряд он был церковным старостой Успенской и приписанной к ней кладбищенской Духосошественской церквей. Должность церковного старосты никак не оплачивалась, но предполагала заботу о приращении церковных доходов, в частности выручаемых от продажи свечей, а также скрупулёзного по всем правилам ведения финансовой документации.

Успенская церковь, где Иван Шапошников был старостой

Для сравнения. В 1855 г. Московская духовная консистория проводила тщательную проверку деятельности церковного старосты Вознесенской церкви мещанина Ивана Машинского. Поводом явилось уменьшение доходов от продажи свечей, но утайки церковных доходов не было обнаружено. В решении, впрочем, указывалось на многочисленные недочёты в ведении документации («статьи прихода и расхода вносил только цифрами, не выставляя времени, когда сумма была расходована, и без надлежащих расписок в получении денег» — и т. д.). Это свидетельствует о том, что требования к ведению церковной бухгалтерии были весьма строгими, скидок на отсутствие специальных навыков, времени и оплаты труда не допускалось. 

В случае же с купцом И. И. Шапошниковым было установлено: «Свечная прибыль им, Шапошниковым, от 25 руб. ассигнациями, бывших при прежнем старосте, доведена до 42 руб. ассигнациями, и оной в течение служения его с 1833 года по 1842 приобретено 260 руб. 43 коп.». Помимо этого, в кружки и церковный кошелёк было собрано 3997 рублей 79 копеек, а сам Шапошников в 1839 году пожертвовал в пользу причта 300 рублей.

За проявленное усердие в 1838 году он «удостоился получить от Святейшаго Синода благословение», а годом позже «дан ему Шапошникову из Консистории Похвальный лист».

***

Сделанные от высоких церковных властей поощрения воодушевили купца-благотворителя к дальнейшему усердию. Уже в 1840 году за свой собственный счёт им была выстроена каменная колокольня при Духосошественской церкви при Никольском кладбище в Сергиевском посаде. Эта постройка обошлась в 4700 рублей. Вскоре после этого Иван Шапошников «пожертвовал восемь разной величины колоколов в общей сложности 109 пуд, которые с провозом и с принадлежащим к ним от его же Шапошникова капитала прибором стоят 4580 рублей».

В той же церкви он «на свой кошт купол исправил щекотуркою и вновь украсил живописью как купол, так и стены сего храма, что стоило ему 1200 рублей». А для Успенской церкви приобретал облачения священникам и другие необходимые вещи. Это свидетельствует не только о материальных затратах, но и об огромной организационной работе церковного старосты. Митрополит Филарет (Дроздов) в 1843 году оценил, что потраченная купцом Иваном Шапошниковым сумма весьма значительна для человека его звания, и представил его к награждению «золотой медалью на Аннинской ленте для ношения на шее».

Однако этой награды он не получил. Причиной отказа Синода стали сведения о морально-нравственном облике претендента: «но как из собранных о нём справок видно, что он находился под судом, то посему к испрашиваемой ему награде удостоин быть не может». Оказалось, что в 1837 году Шапошников был судим по двум делам за обиду словами купцов Зорина и Коптелина. Оба разбирательства закончились без наказания: по первому делу ему было вынесено предупреждение, а второе и вовсе прекращено «за поданным от Шапошникова и Коптелина миролюбным прошениям». По сути, это были обычные бытовые ситуации, ничего существенного. Почему претенденту было отказано в заслуженной награде, сегодня можно лишь гадать.

Колокольня Духовской церкви была построена на средства купца в 1840 году

***

Видимо, неожиданно полученный отказ стал для И. И. Шапошникова шоком и расценивался им как фиаско. Можно даже предположить, что это отрицательно сказалось на его характере. В 1845 году в ратуше разбиралось дело по иску зятя В. С. Денисова к тестю И. И. Шапошникову в неотдаче жалованья за пять лет работы приказчиком. Ратуша постановила, что иск должен быть удовлетворён с учётом уже выплаченных ранее денег. Денисов покинул дом тестя, но в нём остались его жена и сын.

Этот внутрисемейный скандал объясняет жёсткую позицию И. И. Шапошникова в завещании 1849 года. Оно составлено в пользу дочери с внуком Иваном Денисовым, но с оговоркой, что в случае смерти дочери и внука имущество ни под каким видом не должно перейти в собственность рода Денисовых.

Впрочем, через 10 лет в новом завещании он уже не был столь категоричен. Оставляя большую часть имущества жене, дочери и внуку, он не забыл о существовании других родственников: двух других дочерей и двух внучек, обоих зятьев, а также лиц, родство с которыми установить не удалось.

Наталья Четырина, кандидат исторических наук, доцент МГУ им. М. В.  Ломоносова