Ученики школы № 1 им. РККА, 8 «Б» класс, выпуск 1943 года. Классный руководитель Ф. П. Городецкий

Шёл третий год войны. Прилив новых сил загорчанам давало каждое радостное сообщение об успехах Красной Армии. Затаив дыхание, люди слушали сводки Совинформбюро о разгроме врага под Сталинградом, наступательных операциях на Северном Кавказе и Среднем Дону, о прорыве в январе 1943-го блокады Ленинграда, о танковой битве на Курской дуге. Для победы фронту нужно было новое, более совершенное оружие. Оно изготавливалось и на загорских оборонных предприятиях, которые после победы под Курском возвращались из эвакуации в родные края.

Встреча возвращавшихся из эвакуации заводов с родным краем была волнующей и радостной. Загорск изменился. Он уже не был тем суровым прифронтовым городом, каким они его покинули в октябре 1941-го: в то время по улицам шёл поток беженцев, гнались стада коров из захваченных фашистами территорий, строились оборонительные укрепления и формировались воинские подразделения для защиты Москвы.

В городе стало меньше госпиталей, их передислоцировали ближе к фронту. Для детей-сирот создавались детские дома и интернаты. В стенах бывшего Гефсиманского скита открылся санаторий Академии имени Фрунзе, в котором долечивали раны представители высшего командного состава. Все предприятия работали в две-три смены, многие сотрудники, выполнявшие срочные заказы, оставались ночевать в цехах, чтобы утром вновь встать к станку.

Функционировали все жизненно важные объекты: детские сады, ясли и школы. Были открыты библиотеки, магазины, баня, городской кинотеатр, парк культуры. В загорской типографии печаталась районная газета «Вперёд», обо всех новостях горожан информировало местное радио. Однако тревожная, напряжённая атмосфера не покидала город. Он жил и работал по законам военного времени, потому что совсем близко грохотала война, а в дома приходили похоронки.

В труде, как в бою

Для многих людей, возвращающихся из эвакуации, было неожиданным известие о том, что здесь, на загорской земле, весной 1942 года в пустующих корпусах заводов создавались новые производственные коллективы.

Один из таких заводов под номером 586 выпускал военную продукцию в производственных корпусах ЗОМЗа. Объединённый коллектив зажил едиными целями, общими задачами. Комсомольско-молодёжные бригады соревновались за право называться «фронтовыми». Под девизом «В труде, как в бою» в 1943 году трудились 124 бригады, из них 24 фронтовых. Среднее выполнение норм в этих бригадах составляло 214 процентов, что значительно превышало средний показатель по заводу.

Успехи нашей армии вдохновляли работников и других промышленных предприятий Загорска на новые трудовые достижения. Трикотажная фабрика № 8, например, завоевала Красное знамя ВЦСПС и Наркомата лёгкой промышленности. В 1943 году ко Дню Красной Армии здесь дополнительно, сверх плана, изготовили тёплые вещи для двух полков и ещё 7000 изделий ширпотреба для семей фронтовиков.

В июне 1943 года были подведены итоги районного соревнования молодёжных бригад. Лучших результатов добился трудовой коллектив Краснозаводского химического завода. Средняя производительность труда там составила 150 процентов.

Передовики производства получали не только моральное удовлетворение от достигнутых успехов, но и скромные подарки: телогрейки, валенки, отрезы на новую одежду, дополнительные талоны на питание в заводской столовой, а иногда — просто кулёчек сухофруктов или кусок хозяйственного мыла.

Загорские колхозники

Село ощущало острую нехватку трудовых ресурсов. Мужчины ушли на фронт, большая часть сельхозработ легла на плечи женщин, стариков и детей. Не хватало техники: для нужд армии в первый год войны были изъяты автомашины, тракторы и лошади. Крупный рогатый скот ради его спасения переправили в восточные регионы страны.

Большую помощь сельскому хозяйству оказывали школьники. Так, во время весеннего сева 1943 года ими было отсортировано 324 тонны семян, собрано 117 тонн золы. Лучшие из лучших юных колхозников заносились на районную Доску почёта. Среди них: пахари Вася Пчеленков, Коля Буруев, Боря Савелев, тракторист Федя Крючков, телятница — ученица 4 класса Ира Гусева и др. Труд этих добровольных помощников тоже приближал нашу Победу.

О хлебе и продовольственных карточках

Хлеб военных лет пекли из ржаной муки, отрубей и различных добавок. Буханки были большие, по килограмму каждая. Их резали длинными встроенными в рабочий стол ножами. Отрезали норму, и если немного не хватало, добавляли сверху небольшой кусочек, соблазн съесть который был очень велик.

Все пережившие войну вспоминают о том, что всегда хотелось есть. Продуктов, выдаваемых по карточкам, не хватало. Их, правда, можно было купить на рынке или в деревне, но цены там были раз в десять выше магазинных. Как выкручивались? Всё ценное, имевшееся в доме, меняли на муку, масло, картошку, молоко, творог. Как правило, думали не о себе, а о детях, престарелых родителях, больных…

Весной сажали картошку — не клубнями, а глазками, которые вырезали из клубней. Картофельные очистки не выбрасывали: варили из них суп, добавив горсточку крупы, если повезёт — немного молока. Но самым популярным блюдом военных лет были щи из крапивы. Её использовали вместо капусты. Дети военных лет помнят вкус съедобной дикорастущей травы. Ели дудки, листья липы, заячью капустку, рябину, боярышник…

Очень берегли продовольственные карточки. Все боялись их потерять. Такие случаи были. Реагировали на них по-разному. Чаще всего в таком горе помогали соседи, сослуживцы, друзья…

Создание в Загорске отделения Союза хужожников

В октябре 1943 года молодые художники Николай Барченков и только что вернувшийся с фронта после тяжёлого ранения Николай Беляев решили открыть выставку в Лавре. Привели в порядок Трапезную, пригласили 13 коллег-живописцев и выставили свои и их работы. Это был первый шаг к созданию творческого союза загорских художников, шаг к долгожданной мирной жизни, которая грезилась во снах. Но до неё было ещё так далеко.

* * *

Из воспоминаний Риммы Фёдоровны Симаковой

Жила на Большой Кукуевской улице (ныне ул. 1-й Ударной Армии) «В мою детскую память врезалась встреча с моим дядей в 1943 году. Он прошёл войну от начала до Победы в танковых войсках. В Загорске открылся кинотеатр (Горкино), и мы с мамой смотрели фильм про войну, переживая всё, что происходило на экране. Вдруг демонстрацию фильма прервали, включили свет. В зал вошла билетерша и громко назвала нашу фамилию. Мама еле-еле встала, а билетёрша сказала, что её разыскивает брат, который приехал с фронта. Ему соседи сказали, что мы ушли в кино. Мы вскочили и побежали к выходу, за нами ринулась толпа, всем хотелось посмотреть и пообщаться с фронтовиком. Ему стали задавать вопросы: как на фронте, где он воюет, скоро ли кончится война? Толпа сопровождала нас почти до дома. Люди радовались вместе с нами, как будто это был и их родственник. Дядя оказался в Загорске проездом, он ехал на завод получать танки. Утром, когда я проснулась, его уже не было».

Лидия Гирлина