В последние недели кажется, что жизнь остановилась, но она продолжается и, что логично, завершается. При этом пропускной режим никто не отменял, что усложняет для людей и без того не самую простую задачу — похороны.

Несмотря на трудности в передвижении, набор бумаг для организации проводов в последний путь никак не изменился. Сначала нужно получить справку о смерти из морга, по ней свидетельство о смерти из ЗАГСа, затем разрешение (и место) на захоронение в «Специализированной службе по вопросам похоронного дела Сергиево­Посадского муниципального района», которая расположена на Новоугличском шоссе, 15.

Каждый этап требует личного присутствия. «Нет, дистанционно мы справки не выдаём, нужно, чтобы человек пришёл сам», — объясняет нам сотрудница морга при РБ, куда мы позвонили. Та же ситуация и с ЗАГСом — свидетельство можно получить только лично при предъявлении справки о смерти и паспортов (умершего и заявителя).

Как пояснили в регистрационном органе, для оформления предпочтительна предварительная запись по телефону 542-­12-­04. Впрочем, в экстренных ситуациях сотрудники идут навстречу и принимают без звонка. Нет дистанционной выдачи разрешений и в специализированной службе, разве что людей внутрь запускают по одному и получить можно только разрешение на захоронение, любые другие справки и разрешения (например, на установку или замену памятника) учреждение не выдаёт до конца карантина.

Единственный вариант сделать всё дистанционно — ритуальные агентства, которые входят в перечень фирм, продолжающих работу во время режима изоляции. Если же вы делаете всё самостоятельно, то для выхода на улицу и посещения всех инстанций по­прежнему нужно получать электронный пропуск. Причём никакой отдельной причины для выхода, которое было бы учтено в приложении и давало бы код, например, на неделю, для этого нет — правила тут работают, как для любой другой причины категории «Иное»: на сутки (на 12 часов через приложение) и лишь два раза в неделю.

Кстати, нет отдельной графы и для самих похорон, на которых человек, естественно, захочет присутствовать. Тут свои сложности: перед Пасхой активно распространялась информация о закрытии кладбищ, что вызвало беспокойство людей.

«Постановлением губернатора у нас ограничено посещение шести кладбищ: Благовещенского (нового), Старого городского на ПМК, Рогачёвского, Краснозаводского, Золотиловского в Хотькове и Никольского, — поясняет директор службы по вопросам похоронного дела Михаил Никифоров. — Ограничение касается посещений, но не похоронных процессий».

Причём, количество людей, присутствующих при погребении, тоже не ограничено, как и степень родства участников.

Это особенно важно, учитывая, что храмы официально посещать нельзя, о чём 20 числа сообщили на сайте Патриархии РПЦ. В то же время священнослужители на похоронах присутствовать могут. Вот, например, объявление от Успенского храма: «В связи со сложившейся​ эпидемической ситуацией очные отпевания в нашем храме совершаться не будут. В нашем храме будут совершаться только заочные отпевания, а очные будут совершаться только на месте погребения».

В целом же, можно сказать, что хоть процедура похорон не изменилась, но вот получение каждого отдельного документа заметно усложнилось из-­за пропусков. Например, регистрируя выход для получения документов, человек должен указывать адрес, куда едет, а это три организации в разных частях города. Получается, вспоминая об отсутствии дистанционной выдачи документов, что сделать всё формально правильно за день невозможно без помощи агентства. Почему никто при разработке ограничительных мер не предусмотрел такую неизбежную тему, как смерть (держим в голове угрозу их резкого роста) и сколько ещё таких удивительных пробелов в пропускной системе, остаётся загадкой.

Иннокентий Майоров