С 22 апреля пропускная система в столице и Подмосковье существенно ужесточилась. Чтобы понять, как она работает, мы предприняли попытку совершить путешествие из Сергиева Посада в Москву.

Первый шаг

Когда нужен пропуск? В удалении от дома — по закону почти всегда. Легче ответить, когда он не требуется: если вы выгуливаете собаку, идёте в ближайший магазин или аптеку. При этом, согласно областным ответам на вопросы из нашей администрации, «в случае, если магазин находится дальше, чем в 100 метрах от дома (места пребывания. — Прим. ред.), то потребуется оформить пропуск, выбрав причину выхода из дома «В магазин или аптеку».

Добавим: иначе штраф — 4000 рублей, за повторное нарушение или поездку без пропуска на машине — 5000 рублей.

Денег лишних нет, значит, пропуск нам нужен (с 22 числа при использовании транспорта его следует оформлять даже людям, продолжающим работать с удостоверениями, вроде журналистов или военных). Зарегистрировать выход из дома можно тремя способами: через сайт Госуслуг (на 24 часа), через приложение «Госуслуги СТОП Коронавирус» (на 12 часов) и через СМС по номеру 0250 (на 24 часа). Во всех трёх случаях необходимо указать данные паспорта, дату рождения, регистрационный номер машины или транспортной карты и цель выхода, от которой зависит, потребуются ли дополнительные данные (например, наименование медицинского учреждения).

Отдельный разговор — рабочие пропуска. Их должны оформлять по заявке организации или ИП, выдаются они на срок до 30 апреля.

Честно потратив несколько часов на изучение законодательства и минут 15 на получение разрешающего СМС, наконец, выходим на улицу.

Пешком

Идём от редакции до остановки в центре Сергиева Посада, задаваясь самым главным вопросом: «Как собираются проверять фактическое место проживания?» Автор этих строк, к примеру, в Сергиевом Посаде не зарегистрирован. В интернете уже есть десятки видео из других регионов с задержаниями разной степени правомерности.

У нас пока вопрос остаётся без ответа: по пути несколько раз проходим мимо полицейских, не вызывая никакой реакции с их стороны. После чего спокойно садимся в маршрутку.

Общественный транспорт

— А садиться нельзя? — первый вопрос, который задаю, зайдя внутрь и увидев перемотанные лентой кресла. Водитель в ответ машет рукой. Пропуск не спрашивает, но наличные не принимает — только карты. С 22 апреля обязательно нужно иметь при себе «Стрелку» (пропуск регистрируется через её номер) или социальную карту. Банковские карты к оплате принимать не будут.

Пока едем, задаём вопрос, не останавливали ли с проверкой: может, забегали кондукторы? Ответ отрицательный.

Выйдя на вокзале и зайдя в рейсовый автобус до Москвы, обнаруживаем ту же систему — билет с 22 апреля можно приобрести только через «Стрелку», но никаких проверок ни внутри, ни по дороге, ни на въезде в Москву, ни на конечной остановке пока нет.

Как, кстати, и «Стрелок»: учитывая создаваемый спрос и то, что по точкам продажи развозят лишь по нескольку штук. Сразу несколько человек рассказали, что уже второй день не могут купить заветный пластик.

Автомобилем

Ехать нам долго, так что, глядя на проезжающие мимо машины, можно поговорить об автомобильной теме. Внутри Сергиева Посада проверок почти нет: они точечные, в традиционных местах — у УМВД, напротив Лавры и т. д. Поначалу, в первый день введения пропусков 15 апреля, ситуация была иной: ГИБДД и Росгвардия развернули три пункта на въезде в город (у Вакцины, неподалёку от Наугольного и Мишутина). Там устроили сплошную проверку. Такой схема продержалась сутки — сейчас останавливают выборочно, потому огромных пробок на трассе не видно.

Всё же тем, кого выберут, предстоит ответить на ряд вопросов. Например, каждому, кто находится внутри машины, нужен пропуск, а зарегистрировать на использование одного и того же автомобиля можно неограниченное число людей.

Другие проблемы, с которыми столкнулись автомобилисты, — технические. В первые дни полицейские не могли просканировать QR-код с экрана телефона (приложение висло), а 16-значные коды, полученные через московский СМС-сервис, просто отказывались принимать, что неправомерно — в постановлении отдельно указано, что пропуска для Москвы и области равнозначны.

Тем временем добираемся до ВДНХ и идём к метро.

В метро

И при входе на станцию, и на платформе уже под землёй — ни души, будто и не было столпотворения 15 апреля, вызванного тотальной проверкой пропусков. Такая давка и отсутствие возможности отступить от соседа хотя бы на пару шагов объективно поставили под угрозу все меры по противодействию распространения коронавируса: напомним, вся идея в том, чтобы люди не собирались большими группами.

Сейчас о пропускной системе напоминают только при покупке билета: приобрести его можно только через карты «Тройка», «Стрелка», месячный единый проездной билет или социальную карту москвича и жителя Московской области.

Внутри же станции сталкиваемся с первой (и единственной) проверкой: мужчина с усами родом словно из советской комедии просит пройти на рентген сумки.

— А пропуск не будете смотреть? — спрашиваю даже както обиженно.

— Внизу сотрудники, может, проверят. Они сейчас выборочно работают, — устало отвечает сотрудник метро, отдавая обратно просвеченный рюкзак. Внизу, кстати, полицейских тоже не оказалось. Мы смогли найти только парочку скучающих сотрудников на одной из станций Кольцевой линии. Будет ли так до конца пропускного режима (его продлили до 1 мая), никто не знает.

На такси

Выйдя из метро, вызываем такси обратно на вокзал. Первый же вопрос от водителя: «С пропуском всё в порядке?» Киваем. Мужчина рассказал, что в столице их проверяют регулярно.

«Сказали приложение скачать, но это… Не работает, короче. Просто спрашиваем», — объясняет систему водитель. Кроме того, на первых порах фирмы давали сотрудникам указания проверять удостоверения или пропуска пассажиров, многие из которых, конечно же, отказывались показывать что-либо. Водитель и правда никакого права на требование предъявлять документы не имеет, вот только отказаться от поездки он может.

Обратно до Ярославского вокзала мы доехали благополучно.

Хаотичное движение

На вокзале и перед электричкой, опять же, ни у кого никаких вопросов, только кассиры ещё раз напоминают о транспортных картах. Изменения касаются графика: количество поездов сократилось и если запланировали поездку — обязательно сверяйтесь с расписанием. Оно регулярно меняется, как и подход к использованию запретительных мер. Дело в том, что пока нет единой системы применения. Она может быть как «драконовской» (пример — давка в метро 15 апреля), а может и как в нашем случае — за всё путешествие пропуск не спросили ни разу.

Людям необходимо понять, как это всё работает, но это невозможно, когда на бумаге меры ужесточают, а в жизни вообще не понятно, как по ним жить. Остаётся вопрос, смогут ли власти соблюсти баланс, при котором юридические меры будут достаточно жизнеспособными, чтобы претворять их в реальность без очевидных перегибов в ту или иную сторону.

 

Иннокентий Майоров

Фото автора и Сергея Семенькова