Студенты недавнего прошлого любили переделанную на новый лад старую пословицу — «Не жалует псарь, да жалует царь». Это означало, что профессор, если ты до него дорвался, поймёт тебя лучше, чем старший преподаватель. Именно так вошёл в мою жизнь Николай Александрович Кожин, замечательный учёный, добрый советчик, честный и мудрый человек.

Учёный-практик, искусствовед, один из тех, кто создавал ВООПИиК — Всероссийское об­щество охраны памятников истории и культуры, и тот, кто охранял само общество от конъ­юнктурщиков и карьеристов.

Мы познакомились при следующих обстоятельствах. Николай Александрович вёл факультатив по истории искусства на нашем факультете в Институте культуры. Мне было не до факультативов, я параллельно учился в художественной студии, не имея никакого желания «работать по избранной профессии». А ещё активно писал и, в конце концов, наваял статью, которую хотел отправить в журнал «Памятники культуры». Приятель, ходивший на факультатив к Кожину, порекомендовал  показать работу ему — «чтобы протеже было». Никакого протеже не получилось, материал оказался верхом безграмотности, вплоть до того, что откровенный дачный «ропет» (по фамилии архитектора Ивана Ропета, идеолога вычурного псевдорусского стиля) я возвёл в неоготику.

Но с этого началось моё плотное общение с Н. А. Кожиным.

Уютная квартира, заполненная книгами и папками с рисунками, вальяжная домработница и сам профессор — книжный и живой одновременно. Не раз и не два речь заходила про Загорск: и как архитектурный объект, и как объект преподавательских воспоминаний.

От Петра к «пижонам»

В памяти осталось несколько интересных моментов. Однажды разговор зашёл об Уточьей башне Троице­Сергиевой лавры. Я, разумеется, вспомнил растиражированную легенду о связи утицы­ навершия и истории пребывания у Троицы юного Петра. Николай Александрович замахал руками: «Подумайте, если вы в экстремальной ситуации, то скорее будете палить в какой­нибудь сарай, чем охотиться на уток!» А затем категорически завершил: «Это Шафранов придумал и рассказывал эту сказочку студентам!»

Шафранов — известный загорский педагог, энтузиаст краеведения, преподавал, как и Кожин, в Загорском учительском институте. Да вот только легенду впервые ввёл ещё Евгений Голубинский, профессор Духовной академии.

Но тот разговор привёл к интересным открытиям — профессор обратил моё внимание на сходство нашей башни с ратушей в Маастрихте и известной Хиральдой — четырёхугольной башней в Севилье. Двадцать лет спустя я передал эту мысль Николая Александровича на страницах «Краеведческого вестника» в очерке «От Севильи до…».

 

Утичья Башня, 1969 г. Фото Исаака Марона

 

Помню раздумья Н. А. Кожина о судьбах памятников культуры и самих защитников культуры. Среди последних он язвительно отмечал «пижонов» — персонажей, строивших на благородном деле общественную карьеру. Не нравилась ему в них и подчёркнутая политизация вопроса, за которой он видел не убеждения, а удобную саморекламу.

Порой точка зрения Николая Александровича меня прямо огорошивала. Из Москвы наш город всё ещё представлялся ему тем провинциальным Загорском, который он застал в 1940-­е годы. Ему казалось, что интеллектуалы в нём должны были непременно друг друга знать и на равных общаться…

Гражданин, предъявите доказательства!

Жду от вас каверзного вопроса — «А где кроме ваших «воспоминаний», милостивый государь, есть упоминания о том, что глубокоуважаемый профессор действительно преподавал у нас в городе?»

Ну, во­первых, сошлюсь на сайт Липецкой областной универсальной библиотеки, портал «Краеведческий календарь. События и факты Липецкого края». Там есть обширная статья про Н. А. Кожина. Упоминается, что «в конце 1940­х годов работал также в учительском институте в Загорске (ныне г. Сергиев Посад). По сохранившимся воспоминаниям студентов, он был человеком высокой культуры, знатоком европейской и русской архитектуры, его называли живой энциклопедией подмосковных усадеб».

Но наиболее интересны материалы нашей районной печати.

 

Книга Н. А. Кожина 1928 года

Летом 1944 года газета «Вперёд» сообщила о выходе в свет книги «Очерки искусства западноевропейского Средневековья» профессора Н. Кожина, преподавателя Загорского учительского института.

В духе времени говорится, что, несмотря на гром орудий, в стране продолжается упорная научная работа в области искусствоведения. Музы не молчат. А летом 1945 года в городе отметили 25­-летие научной работы Н. Кожина: 6 июля «Вперёд» опубликовала биографический очерк, а в номере от 26  июля появилась фотография учёного.

Откуда идут Кожины?

Кожины — столбовые дворяне Российской империи. Считается, что родоначальником был выходец из Германии Юрий Бахт­Франц (или Фаренсбах), посол литовского великого князя Витовта к Василию I. Он был задержан из­за очередного конфликта между странами, остался в Москве, принял православие под именем Ананий.

 

Среди дворян Кожиных встречаются полководцы, дипломаты, сенаторы. Отец Н. А. Кожина — Александр Михайлович — был предводителем липецкого дворянства, известным благотворителем.

 Сам Николай Александрович закончил в 1919 году Петроградский университет, а затем Российский институт истории искусства, участвовал в спасении библиотек и художественных коллекций в Тамбовской губернии. В 1930 году Кожина выслали из Ленинграда, он работал в Татарстане, в Бухаре, какое­-то время заведовал историко-­бытовым и художественным музеем «Новодевичий монастырь», преподавал в Крымском педагогическом институте. Географию его странствий можно определить по адресам издания его книг.

С 1940 года Н. А. Кожин преподавал в МГУ и в нашем Учительском институте, а в 1947 году уже упоминался как профессор Львовского университета.

А потом снова Москва, Московский институт культуры. Преподаёт, занимается проблемами сохранения культурного наследия, изучает историю западноевропейской и русской книжности. Так мы и подошли к началу моего рассказа. В начале 1980­-х Николай Александрович перебрался в Ленинград. Там и умер в 1983 году.

Александр Седой