Номер, который вы держите в руках, вышел 1 апреля — в День смеха! Мы решили немного разбавить минорные «коронавирусные» новости позитивом  и позвали в собеседники двоих людей, которые имеют к сергиевопосадскому  КВН самое непосредственное отношение. За чашечкой чая на прошлой неделе, пока ещё можно было, мы поговорили с Олегом Кротковым и Сергеем Поляковым. Олег в нашей дискусии представил гвардию «старичков» КВН, а Сергей, как один из организаторов Лиги городов Золотого кольца, рассказал, что происходит сейчас в индустрии юмора. Отметим, что кавээнщикам в этом году везёт: сезон игр они успели открыть до принятия строгих мер по недопущению распространения коронавируса.

«Вот и не подерётесь», — прервала я начинающийся за столом спор между Олегом и Сергеем. «Мы уже постарели и поумнели, драки сегодня не будет», — смеётся Поляков.

— Вы часто шутите и смеётесь?

С: Я стал реже смеяться, повзрослел, наверное. В моей работе стало так много смеха, что в повседневных ситуациях я смеюсь реже. Олег тоже не смеётся с тех пор, как работает в пуле заместителя председателя Совета безопасности. Не до смеха ему. На самом деле сейчас у всех перенасыщение юмором. Шутить надо неожиданно, тогда это будет смешно.

— Юмористических проектов, действительно, очень много: от традиционных игр КВН до разнообразных баттлов... Неужели такое количество юмора нужно людям?

О: Мне кажется, всех испортил ТНТ, все решили, что они юмористы и ломанулись участвовать во всевозможных фестивалях и проектах.

С: ТНТ открыл этот ящик Пандоры. До ТНТ у юмористов был один способ самовыражения — КВН. Я не рассматриваю всякие «Аншлаги» и «Кривые Зеркала». Хотя у них тоже есть своя целевая аудитория. Есть ещё «Уральские пельмени», они молодцы, взяли лучшее из КВН и адаптировали под аудиторию.

О: Старшей дочери уже не интересен ТНТ, то есть поколение наших детей уже вообще смотреть телевизор не будет. Всё уходит в интернет, к сожалению. Потому что там никакой цензуры, а это не всегда хорошо.

С: В 2020 году во всероссийском фестивале Stand Up приняли участие 950 человек, из них можно слушать только десятую часть. Но все считают себя юмористами.

— Сергей, а ты сам хочешь попасть в телевизор?

С: Раньше хотел, сейчас уже нет такой цели. Сейчас я занимаюсь тем, от чего получаю удовольствие и в чём соображаю. Хотя на ТНТ я бы попробовал себя в качестве стэндап-комика. Многие мои шутки, написанные на кухне в Скоропусковском, уже не раз использовались другими комиками, и вы их сто процентов слышали!

— Вы оба играли в КВН в Сергиевом Посаде, вели игры. Как оцениваете уровень игры «того» времени?

О: Я и Саша Мирошников пришли в КВН в начале нулевых. Тогда собирались студенческие коллективы, шутки писали на лавочке на Ферме. Сидели с блокнотами и катали шутки, потом «опробовали» их на своих знакомых. Что зашло — оставляли, это было всё на любительском уровне, но душевно. Потом пришёл самый умный и всё знающий Поляков и начал всех учить, как играть в КВН (Смеётся). Помню, Андрей Макаров с Витей Гусевым сделали отличную шутку про заезд «Формулы-1» на стадионе «Луч». На той же игре мы с Мирохой (Александром Мирошниковым. — Прим. ред.) исполнили песню из передачи «Зов джунглей» на музыку The Prodigy. Серёга тогда на нас очень обиделся, потому что мы выиграли.

С: Я всегда обижался, потому что начал углубляться в тему КВН, как всё устроено, как должно быть. Я играл тогда ещё в Москве, там приглашались редакторы, были такие понятия, как прогон, вычистка сценария, работа режиссёра с командой, работа с микрофоном. А в Сергиевом Посаде всё делалось «на коленке». Я играл тут в команде «Вечно молодые», начал применять полученные знания на практике, писал шутки, все они проходили антиплагиат. У нас в команде было правило: «Не воруй чужие шутки». Вплоть до исключения из команды. Другие коллективы этим не гнушались. Меня это бесило, отсюда возникли разногласия с Денисом Борисовичем Калмыковым. И нас дважды дисквалифицировали.

— Были острые шутки про местных?

О: Была игра, на которой одна из команд связала озвучку из «Малыша и Карлсона», там, где про жуликов, и фотографии двоих тогдашних руководителей города и района. Причём один из них сидел в зале. Калмыков тогда конкретно побледнел.

— Я не просто так поставила ещё одну кружку на стол. Три года назад, в апреле 2017 года, не стало Дениса Калмыкова. Говоря о Сергиево-Посадском КВН, нельзя не вспомнить Дениса Борисовича…

О: Если бы Денис Борисович сидел сейчас с нами, мы бы уже рыдали от смеха. Он появлялся, и атмосфера вокруг менялась. Он был максимально честным и открытым человеком, который пытался в сложных финансовых условиях что-то собирать, делать.

С: Поначалу у нас было разное видение местного КВН, а потом всё стало двигаться в одном направлении, появилась редактура, прогоны. Денис сам понимал, что КВН не стоит на месте. Помню, организация «САМИ» праздновала 15-летие. Во время «Весеннего обострения» мы позвали Дэна на сцену для поздравления, попросили спеть с нами. А когда заиграла песня группы «Вирус» «Девочке твоей всего 15 лет», все разбежались со сцены. И Калмыков начал импровизировать! Что он там только не вытворял на сцене! Вот в этом весь Дэн — импровизация, праздник!

— Сергей, чем сейчас живёт КВН в Сергиевом Посаде?

С: Третий год в Сергиевом Посаде проходят полноценные сезоны Лиги городов Золотого кольца. Началось всё с того, что после ухода Дениса Борисовича, КВН в том виде, в котором он был, перестал существовать. Мы с молодёжным центром «Атмосфера» попытались собрать максимальное количество команд на зимнем кубке памяти Калмыкова. Это был декабрь 2017-го. Надо отметить, что все с воодушевлением восприняли эту идею. В начале 2018 года с поддержкой администрации и главы Михаила Юрьевича Токарева мы смогли провести перезагрузку местного КВН. Пришла идея организовать Лигу КВН городов Золотого кольца, в которой играли бы команды не только Сергиева Посада, но и коллективы из Владимира, Москвы, Суздаля, Углича. За 2018 год удалось провести четыре игры. Дальше — больше! В прошлом году попробовали провести летний кубок в новом формате — на открытой сцене парка «Скитские пруды».

Как представители нашей лиги, мы с Михаилом Николаевым, Сергеем Сысоевым приехали на фестиваль КВН в Сочи. Встал вопрос о получении статуса официальной лиги, то есть становлении в качестве структурного подразделения «АМИК». Мы взвесили все за и против, решили, что пока будем играть на «полупрофессиональном» уровне. Вступление в группу «АМИК» неизбежно понесёт дополнительные финансовые затраты, сборы с команд. А мне важно, чтобы команды играли в своё удовольствие, чтобы был достойный призовой фонд. Если команды нашей лиги хотят двигаться дальше, это приветствуется. Например, победители Лиги городов Золотого кольца — команда «Юра» — в этом году дебютировали в высшей лиге КВН. Сезон-2020 мы успели открыть, теперь ждём, когда пройдут все карантинные меры, и мы вновь выйдем на сцену. Тем более что в этом году у нас увеличился призовой фонд — победитель получит 1 млн рублей.

— А не хотите устроить баттл между командами «старичков» и молодёжью? Готовы выйти на сцену?

С: Предлагаешь нам сделать версию программы «Активное долголетие»? Мы можем так нашу команду назвать. А если серьёзно, можно попробовать в рамках летнего кубка.

О: Молодёжь нас порвёт, мы уже шутим на разные темы. Хотя, если и пробовать, надо активизировать всю старую гвардию — Сашу Мирошникова, Колю Кирсанова, Андрея Макарова, Витю Гусева, Лёшу Бардакова, Нвера Погосяна, Серёгу Полякова, ведущих. О! Марину Ким тоже надо позвать!

— В завершение нашего разговора, скажите, КВН уже не тот?

О: КВН уже не тот, в который играли мы. И больше скажу: через десять лет он тоже не будет таким, как сейчас. Разные времена, разные шутки, разная степень цензуры, разная аудитория.

С: КВН никуда не денется, но в каком виде он будет существовать, пока непонятно. Перефразируя Станиславского, «любите КВН в себе, а не себя в КВН».

Вопросы задавала, чай наливала Дарья Трофимова

Фото автора