Практически каждый день закрываются для перелётов новые города и страны. Десятки самых популярных у россиян туристических направлений оказались под запретом. Ещё два месяца назад было трудно предугадать, что под удар вируса попадут не только азиатские страны, но и вся Европа. Люди вынуждены на ходу менять планы на отпуск. Однако в самое неприятное положение попали те, кто заранее планировал поездку и уже купил билеты на самолёт и забронировал отели. Можно ли обнулить запланированный отдых, который сорвался не по вашей вине, и вернуть затраты?


С турагентствами  ладить проще

Больше всех повезло тем, кто покупал тур через агентства. Если ваш отдых пришёлся на страну, где эпидемия коронавируса, то это считается форс-мажором, договор автоматически расторгается и вам обязаны вернуть всё до копейки. Основанием для расторжения служит ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (если в стране, куда отправляется путешественник, его жизни и здоровью угрожает опасность, он вправе расторгнуть договор с туроператором).

Если с возвратом возникли сложности, можно оставить письменное обращение на портале Роспотребнадзора, где также действует горячая линия — 8-800-222-13-60 (с 10 до 17 часов) или 8-800-555-49-43 (круглосуточно). Проконсультировать вас могут и на горячей линии ассоциации «Турпомощь»: + 7 (499) 678-12-03; +7 (915) 117-04-51.

В одном из турагентств Сергиева Посада мне подтвердили, что прецеденты с возвратом денег за тур уже были. Туроператор по запросу обязан перечислить всю сумму в течение 30 дней.

Поездку в Китай на март Вера и Дмитрий запланировали ещё в декабре. Тогда же внесли предоплату за тур и самостоятельно приобрели авиабилеты (в цену путёвки проезд не входил). 

«В начале декабря мы оплатили 50 % тура в Китай, это порядка 30 тысяч рублей. В первых числах марта стало понятно, что поездка окончательно сорвалась, и турагентство тут же сделало возврат. Авиаперелёт мы покупали самостоятельно. До Пекина должны были лететь Китайскими авиалиниями, уже в марте они вернули полную стоимость перелёта. Обратно в Москву на 2 апреля был рейс Аэрофлотом. Билеты невозвратные, но компания обещала либо заменить их на другое направление, либо вернуть деньги. Две недели назад мы оставили заявление на возврат на сайте авиакомпании. Ответа не получили до сих пор. Выяснить что-либо по телефону очень сложно, так как трудно дозвониться. Один раз нам это удалось, оператор объяснил, что деньги нам в любом случае вернут, только, вероятнее, к концу года, так как сейчас они разбираются только с обменом билетов. Ничего другого не остаётся, как ждать», — рассказала Вера.

Впрочем, ждать они не намерены, сорвавшийся отдых в Китае пара на свой страх и риск уже компенсировала туром на Занзибар, в Танзании пока эпидемическая обстановка по коронавирусу спокойная.

Авиакомпании  к возврату готовы

В подвешенном состоянии оказались счастливые обладатели самых дешёвых и, как правило, невозвратных авиабилетов. В связи с эпидемической ситуацией буквально все авиакомпании обязаны без штрафных санкций вернуть людям деньги за перелёт. Но пассажирам приходится изрядно понервничать, ожидая, пока их рейс добавят в список отмен. Так, Аэрофлот на сегодня готов без штрафа обменять на другую дату, другой маршрут или возместить стоимость в города Китая, Южной Кореи, Ирана, Израиля, Италии, Германии, Франции и Испании, пока чрезвычайная ситуация там не отменена. Причём за билеты в Италию и Израиль возвращают деньги за вылет на даты вплоть до 31 мая. Кому что непонятно, звоните на горячую линию +7(495)784 72 42, сделать это сложно, но при определённой настойчивости можно.

«Победа», Ryanair, Volotea, Airbaltic, Pegasus, S7 Airlines, «Уральские авиалинии», Utair также готовы вернуть деньги в полном объёме за отменённые рейсы или бесплатно обменять билеты на другие даты. Точную информацию лучше смотреть на сайтах компаний.

Анна — путешественница со стажем, все мало-мальски праздничные дни она заполняет поездками. Поэтому на майские праздники билет до Мадрида был приобретён уже в феврале, когда ещё ничто не предвещало пандемию.

«Каждое утро я начинаю с мониторинга новостей. В Испании уже объявили чрезвычайное положение, которое действует 14 дней. Мой рейс 3 мая, пока под него не попадает, но есть все основания, что карантин продлят. Аэрофлот уже отменил в Испанию все перелёты, оставил только прямой до Мадрида. Ничего другого не остаётся, как ждать. Если получится, верну деньги или поменяю билет на другие даты. Правда, пока не очень понятно, куда и когда. Все путешественники в подвешенном состоянии. Но по этому поводу я не рефлексирую, в России тоже много интересных мест, очень хочу побывать на Алтае. Давно бы купила этот тур, если бы не дорогой перелёт. На самый край буду летом отдыхать на даче», — поделилась планами Анна.

Анна рассказала, что актуальную информацию по ситуации в стране и перелётам самостоятельные путешественники узнают на форуме Винского. Судя по комментариям, с перелётами не всё так радужно, как презентуют сами авиакомпании. Например, в той же Испании, где отменили перелёты, туристы застряли в Барселоне. Аэрофлот не отказал им в вылете, но предложил это сделать из Мадрида. Чтобы попасть 
в аэропорт Барахас, людям пришлось ехать 500 км через всю заражённую вирусом страну.

Больше всех от ситуации с коронавирусом пострадали те, кто купил билеты в страны, где ЧС не была объявлена официально, однако случаи заражения были. Одна из таких стран — Великобританиия, куда Владимир собирался поехать на фестиваль. Он сделал визу, заранее приобрёл невозвратные билеты компании WizzAir и забронировал через арендную платформу Airbnb жильё.

«Из-за ухудшающейся эпидемической ситуации наш фестиваль отменили. Билеты у меня невозвратные, но поскольку карантина нет, деньги за них не вернут. Жалко и английскую визу, которая наверняка пропадёт, так как это не шенген и её не получится использовать в других странах. А вот хозяева арендованного жилья вошли в положение и отменили бронь. Заплатить мне пришлось около 2000 рублей — комиссию, которую с хостов берёт Airbnb», — рассказал Владимир.

А как с бронью жилья?

Часто предусмотрительные туристы успевают заранее не только купить авиабилеты, но и забронировать отель. Большинство делает это через популярные арендные платформы — Booking и Airbnb. Booking с началом эпидемии уже попросил владельцев отелей отказаться от штрафов и вернуть предоплату, если гости захотели отменить бронь из-за угрозы коронавируса. А сами они в таких случаях отменяют свою комиссию. Это условие распространяется на отели в Израиле, Италии, Индии, Южной Корее, Китае и в США. Однако окончательное решение остаётся за руководством гостиницы. По информации туристов, договориться удаётся далеко не всегда. 

Светлане отменили рейс в Мюнхен, неизбежно ей пришлось отменить и отель.

«Мы написали в отель, чтобы вернули деньги, но, к сожалению, тишина. Звонила в букинг, они сказали, что пока Германии нет в списке стран, для которых есть особенная процедура бесплатной отмены из-за коронавируса. Но обещали попытаться договориться с отелем и помочь с возвратом», — написала Светлана на форуме Винского.

Ситуация с сервисом Airbnb немного проще. Там можно связаться с хозяином арендной квартиры и попробовать решить вопрос с отменой брони напрямую. Большинство хостеров считают вирус достаточным основанием, чтобы пойти вам навстречу и вернуть деньги. А с 14 марта сервис опубликовал Положение о применении уважительных причин. Если вы забронировали жильё до этой даты и путешествие должно состояться до 14 апреля 2020 года, Airbnb вернёт сумму бронирования полностью. Если поездка должна состояться после 14 апреля, бронь отменяют по общим правилам сервиса.


Оксана Перевозникова