«Деревня», 2004 год

Полотно «Деревня» — пожалуй что самое любимое, популярное, известное у Леонова, его «визитная карточка»! С ним и пристают, желая сделать комплимент, сравнивают, отправляя ссылками то к Марку Шагалу, а то к Наталье Гончаровой. Вежливый художник кивает, деликатно отмечая, что выбирает в жизни только свои, самостоятельные пути­дороги, хотя упомянутых любит! Вот уж тут, в полотне «Деревня», что­-то весёлое есть­-таки... Юрий Петрович, конечно же, свою картину эту любил! Фотографию художника с ней часто используют на плакатах, репродуцируют как знаковое, показательное для Леонова. Вот и для нашей выставки корова, ставшая давно знаменитой и узнаваемой, благодаря полотну «Деревня» зашагала к зрителям с афиши…

«Лавра», 2016 год

А ничем другим такая великая жизнь, запрятанная в ежедневный (каторжный, подвижнический, вдохновенный, молитвенный, титанический) труд художника и педагога, не кончается — это Гимн Родине.

И где бы ни пребывал мыслью, ногами, кистью путник и искатель, знавший хорошо на вкус и экзотику и ближний брег, Леонов, он — под сенью преподобного Сергия Радонежского, верный и преданный гражданин его града, в котором жил и творил почти до 90 своих счастливых лет мастера.

Предсмертное полотно и последнее слово: Радуга Праздника, Дань Сердца! Как молитва на нём, в левом углу полотна — список, копия с лика преподобного Сергия древней русской иконы.

Классическая трёхцветка Юрия: красный, золотой, синий, вся облачена в последний неба цвет… Если юность наша — солнечно­золотая, расцвет — алый в пурпур, то к финалу ближе — синь души и тишина глубины в выси.

Днём сияют солнечные звёзды, ярко вскинуты руки людей, сопричастных дню без ночи, свету без тени! Воздушный шар в небе и алый самолётик — тоже поют… Свято­-Троицкая Сергиева лавра — центр мироздания.

«Цветы на стуле», 2006 год

Всё бы хорошо… Но вот — слишком этот сюжет, натюрморт с цветами на стуле (тот, который, казалось бы, должен быть особенно радостным?) — драматичный, тяжёлый, вяжущий, напряжённый, глухой, не кажется?

И то, что должно было бы быть символом жизни, цветы так хорошо дополняют чёрную раму себе, стул, на котором стоят в вазе.

Скорее, солидарность в печали эта постановка уже немолодого Юрия Леонова, возможно: взгляд назад, а не вперёд!