Патриарх говорит о частичном отказе от церковнославянского в пользу «светского» русского, а в Лавре обсуждают искусственный интеллект

Московская духовная академия, что готовит священников для приходов по всей России и за её пределами, провела научный семинар «Искусственный интеллект и человек: вызов XXI века». Похоже, эта была первая подобная встреча в стенах обители, где так подробно говорили о возможности и невозможности «пересадки» сознания, а то и творческого дара и даже духа в цифровую среду.

Чуть ранее, в Москве, Патриарх Кирилл, выступая на Епархиальном собрании, допустил, что некоторые тексты богослужений можно читать не на церковнославянском, как сейчас, а на современном русском, чтобы сделать их более понятными мирянам.

Эти два события никак между собой не связаны, но в то же время они стали одними из тех примеров, когда Церковь публично показывает, что стремится быть там, где интерес паствы.

Пусть пока не вяжутся в нашем обыденном представлении выражение «искусственный интеллект», академические аудитории, полумрак храмов и запах ладана, но в будущем, вероятно, подобные параллели перестанут удивлять. В какой­-то мере этот разговор случился предсказуемо — выпускникам МДА предстоит жить и работать в светской среде, где им придётся говорить на одном языке с прихожанами. Среди них наверняка встретятся те, кто интересуются искусственным интеллектом не только из любопытства, но и по работе. Церковь осмысливает процессы, происходящие в мире, делает это со своей спецификой, но разве можно ожидать другого?

Это не признак какой­-то глубинной перестройки. В том же обращении Патриарх Кирилл отверг предложение перевести на современный русский все богослужения — это, по его мнению, «не принесёт пользы».

Скептически к реформированию языка служб отнёсся и нынешний ректор МДА епископ Питирим. «А вы, господа реформаторы, выучите церковно­славянский так, чтобы понимать всю его глубину и красоту... прочувствуйте силу ночных молитвенных бдений, попробуйте неукоснительно соблюдать в течение нескольких лет молитвенное правило, попробуйте пожить хотя бы три дня, полностью отвергнув своеволие», — написал он в своём телеграм­-канале. Питирим — бывший учитель русского и литературы, несколько лет, ещё до пострига, преподавал в школе № 19 на Рабочем посёлке.

Нетрудно предугадать и позицию Церкви по возможному воссозданию человеческого сознания в цифре. Интересный пример привёл научный сотрудник кафедры богословия МДА Анатолий Парпара, открывший семинар. Он говорил о философское понятии «умвельт» — о субъективном мире животного, продиктованном органами его чувств в первую очередь. Теоретически умвельт можно оцифровать, это на самом деле не больше, чем набор правил. Точно так же можно оцифровать человеческий умвельт, создав правило для каждой  физиологической реакции.

Но есть одно отличие, которое делает человека непохожим на животных, — способность осознать границы своего умвельта и расширять их почти неограниченно, в уме путешествуя за его пределы. Не говоря уже о том, что есть в церковной картине мира, и то неземное, неоцифровываемое, о чём говорят на службах, которые по­прежнему идут на церковно­славянском.

Фото mpda.ru