Что общего у Домов культуры Вакцины, Фермы и посёлка Новый? Все эти микрорайоны появились при военных и научных центрах, где людей с высшим образованием — и зачастую высокими культурными ожиданиями — изначально больше. В местных ДК это хорошо чувствуют.

Но это не значит, что, условно говоря, простой сельский зритель готов довольствоваться второсортными сценками и дежурными «книжными выставками». Даже в дальних посёлках сейчас доступны сокровища мировой культуры, в том числе и через интернет, и в реальной жизни сельчане требуют качественный продукт.

Культурно-досуговому центру имени Владимира Сосина в посёлке Новый приходится успевать везде — готовить культурную программу для технической интеллигенции «Радона» и создавать творческую среду для тех, кто с утра до вечера работает в поле или уезжает на заработки в города. У КДЦ самая разветвлённая сеть сельских филиалов во всём округе: Марьино, Самотовино, Константиново, Шабурново, Кузьмино, Закубежье. Расстояние между точками около семи километров, на что, оказывается, тоже есть нормативы. Все клубы расположены на северо-западе муниципального образования и все координируются из КДЦ в Новом, где мы и встретились с директором 
 Ириной Рыжаковой.


— Отзывы о КДЦ имени   В. Сосина в Яндексе и Гугле почти все хорошие. Но в то же время пишут, например, что сотрудников мало. Вам их действительно не хватает?

— Да, нужны и вокалисты, и хореографы, но нам важен и уровень их образования. Понимаю также, что не всем удобно к нам приехать. Недавно я была в ко
мандировке в Белгороде, у них есть Институт культуры, там никаких проблем, сфера развивается, всё красиво. А кто приедет к нам?

— А жильё, как ещё недавно врачам давали, — на него могут рассчитывать те, кто захочет переселиться в село? Нас читают не только в Посаде, вдруг кто решится.

— Можно подать заявку на субсидию по программе «Молодой специалист на селе», но это уже в ведении администрации округа. Одно из условий программы, что соискателю должно быть меньше 35 лет.

— В каком филиале, не считая центрального, лучше всего с кадрами и где их не хватает?

— В Марьине работают шесть человек, это хороший показатель. Возможно, не хватает в Шабурнове,  но наши сотрудники могут приезжать туда, чтобы проводить занятия.

— Какие кружки сегодня популярны?

— Хореография сейчас на подъёме, но опять-таки не хватает преподавателей. У нас всего один специалист-народник, и ещё один преподаватель работает в разных жанрах. Просят открыть отделение бального танца, но это дорогое направление, там большие затраты на оплату труда преподавателя, на костюмы. Такие студии обычно существуют в городах, а открыть отделение на внебюджетной основе здесь, к сожалению, не получится.

— В Закубежье есть клуб для бабушек. Нам, кто помоложе, это не всегда очевидно, но говорят, что такие объединения появляются ещё и потому, что бабушкам некомфортно среди молодых участников 
творческих коллективов. Интересное наблюдение.

— Это смотря чем они занимаются. В Марьине есть хор «Марьюшка», где вместе поют и тридцатилетние, и пенсионеры.

— Как привлечь не пенсионеров, не детей, а тех, кто посередине?

— У нас есть интересный проект «Живой звук», в котором молодёжь и люди среднего возраста собирают свои ансамбли и бесплатно гастролируют по площадкам в округе.

— Как дела в кинотеатре, который недавно открылся?

— Он хорошо себя зарекомендовал, идут и студенты, и взрослые. За январь продано более 1500 билетов, мы считаем, что это неплохо. Возможно, было бы больше, если бы работало транспортное сообщение с Богородским, ближайшим крупным населённым пунктом. Пока есть маршрут до Пересвета, и оттуда в наш кинотеатр часто приезжают.

— Не страшно было начинать этот эксперимент?

— Мы очень этого хотели. Первую неделю, когда привезли оборудование, мы тут чуть ли не жили, разбирались в инструкциях и настройках. Страшно всё — не туда нажмёшь, что-то пойдёт не так. Слава богу, нас поддерживали прокатчики, мы постоянно были на связи.

— Одна сергиевопосадская библиотека как-то открыла у себя кафе, но дело не пошло, и кафе закрыли. Не случится ли то же самое здесь?

— Не думаю. Дело в том, что мы получили оборудование за счёт бюджета поселения, нам эти деньги не надо возвращать. Речь не идёт о коммерческой прибыли. В кинотеатре постоянно 
новинки, цена билета доступная — 170-200 рублей. Билет на того же «Холопа» в новогодние праздники в Сергиевом Посаде стоил 440 рублей.

— Даже не называя конкретных сумм, скажите, как меняется зарплата культурного работника.

— Мы выполняем майские указы президента. Всё, что было назначено, всё добавлено. С 2012 года увеличение составило 57 процентов.

— Знаете, как это бывает: оклады растут, но при этом надбавки и премии срезаются. Зато на бумаге статистика хорошая.

— Нет, у нас такого не было. И разницы в оплате между сельскими филиалами и КДЦ в Новом тоже нет, более того — существует сельская надбавка в размере 25 процентов.

— Какие недавние изменения в законе сказались на вашей работе в первую очередь?

— Изменилась процедура закупок, она стала более сложной. Некоторые виды закупок нам как учреждению культуры запрещены — например, транспортные услуги. А мы постоянно выезжаем на фестивали, и транспорт нам необходим.

— Как же выходите из ситуации?

— Каждый раз пишем официальное письмо, просим разблокировать запрет. Но на это уходит время: отправляешь заявку, они её рассматривают, дают разрешение и только потом мы получаем транспорт.

— Ох, какой же это был год… Так давно, что кажется, вообще не со мной. Что касается движения в политику ради творческой реализации, скажу следующее: общественная деятельность — это большая нагрузка, а у нас и так очень много основной работы. Можно заниматься делом, не уходя в политику, но мы как бюджетная организация всё равно проводим государственную линию и участвуем в профильных национальных проектах.

Александр Козлов, в прошлом заведующий Закубежским клубом, ныне сотрудник КДЦ в Новом, подтверждает, что бабушки понемногу стесняются, но, как показывает практика, со временем разница между поколениями стирается.

Владимир Крючев

Фото Сергея Семенькова