Никогда, слышите, никогда не ссорьтесь с людьми, которые прикасаются к вашей еде. Это касается поваров, официантов и ещё одной группы, про которую все, несмотря на стремительно развивающиеся сервисы доставки, кажется, забывают — курьеров.

Про их работу в целом пишут не так много, если только очередной «жёлтый или зелёный мальчик» на московских улицах не падает в обморок от переутомления. У нас в Сергиевом Посаде два главных в России агрегатора по доставке еды на дом не столь популярны, потому курьеры в основном ездят на своих машинах и без специальной формы, в «штатском».

Казалось бы, ездишь и ездишь — делов­то? Мы провели один день в машине, чтобы понять, действительно ли в этом деле всё так просто и правда ли, что подзаработать при наличии прав может каждый.

Забираешь

«В целом работа несложная, но только если любишь быть за рулём: забираешь, едешь, отдаёшь», — говорит Олег Гусев, курьер расположенного в Пересвете ресторана доставки. Он работает здесь уже два года.

Итак, начнём с самого начала. Что забирает курьер? Если вы хоть раз заказывали еду, то видели, что её достают вам из специальных сумок: они дольше сохраняют тепло. Для меня стало открытием, под каждый заказ идёт отдельная — когда администратор в час пик показывает количество чеков, уходящих куда-­то за горизонт стола, за спиной уже громоздится монструозного вида башня. Впрочем, в разных сервисах правила могут отличаться.

Логистику определяет администратор, поскольку главное — не столько быстрее пройти выданные адреса, сколько в том, чтобы первым свой заказ получил тот, кто позвонил раньше. Но если заказов уйма и поступили они в одно время, маршрут движения выстраивает курьер.

Сейчас так и сложилось, поэтому сначала мы едем в СНТ «Ягодка» под Богородским, до которого добираться минут сорок. Пока машина трогается, я уже замечаю главное испытание для курьера — запах. В сумках может быть самая разная еда – от лапши удон до пиццы или шашлыка.

В шутку спрашиваю:

— Вы же даже не видите еду, только чувствуете. Неужели не возникало желания попробовать хотя бы из любопытства?

— Так я пробовал.

— Серьёзно?! – в моей голове мгновенно выстраиваются в ряд страшные картины о том, что курьер может сделать с вашим салатом или пастой. Но Олег их сразу опровергает.

— А, в этом смысле, — смеётся он. — Нет, конечно. Сложно только первое время, а потом иммунитет вырабатывается, что ли, да и фастфуд я не очень люблю.

Едешь

— Ну, хоть дороги не в снегу, — как-то завязываю разговор по пути.

— Нет, сейчас как раз самое опасное, — спокойно говорит Олег. — Кажется, что всё хорошо, но на самом деле — лёд.

Словно иллюстрацией к сказанному мимо нас, вихляя по сторонам, на большой скорости проносятся «Жигули».

— ДТП у меня только раз было, — продолжает он. — Въехали вот тут, неподалёку, на перекрёстке. К счастью, это был уже конец дня, я как раз с заказа ехал. А в снежную погоду могут быть и другие трудности. Как­-то приехал по адресу, отдаю заказ, возвращаюсь и понимаю, что не выберусь — машина застряла. Хорошо, клиенты помогли, вместе откопали.

Пока едем, кстати, не превышая, засматриваюсь на виды — вокруг поля и леса, красиво. Это в городской среде доставка — история крайне депрессивная: движение от подъезда к подъезду под взором многоэтажек, а вот по всему округу другое дело. Впрочем, Олег романтичности не разделяет: «Ну да, красиво, особенно зимой. Но особо не посмотришь — всё внимание на дорогу». В общем, если хотите работать с вождением, пришвинские замашки лучше оставить дома.

СНТ «Ягодка» представляет собой натуральный лабиринт, где сразу понятно, зачем курьеры порой уточняют, как доехать: навигатор здесь не помощник. Едем по проложенной линии ровно до поворота на электронной карте, который в реальности ведёт прямиком в берёзу. Делаем второй круг — упираемся в закрытый железным забором тупик. И только в третий раз выезжаем на правильную колею.

Верить навигационным объяснениям людей, кстати, тоже не всегда стоит. «У нас немногие могут хорошо показать дорогу: в основном это «ну, после берёзки направо поверните», —  замечает Олег. — Или вот был случай: мне клиент говорит, что у дома стоит малиновая Camry. Приезжаю, звоню — его нет. В результате мы минут десять друг друга искали. Оказалось, что там рядом две параллельные улицы и две одинаковые машины стоят».

Тем временем мы уже отдали заказ и пытаемся выбраться из перепутий «Ягодки». Таких выездов в субботний день у Олега ещё 30-­40.

Отдаёшь

С точки зрения описания, самая интересная часть работы курьера — это люди. Во­-первых, оказалось, что достаток почти никак не влияет на то, что именно и в каком количестве заказывает тот или иной человек: в двух­этажный особняк за высоким забором и обшарпанную хрущёвку едут примерно одинаковые наборы. Разве что до введения минимальной суммы заказа подростки постоянно заказывали картошку фри за 150 рублей.

Во-вторых, интересный факт — работа курьером может быть даже опасной если не для жизни, то для кошелька. «Часто бывает, что человек звонит и просит по дороге заехать в магазин купить чего­-нибудь, — объясняет Олег. —  Я отказываю всегда, конечно. Иногда просят денег на телефон закинуть: «Приедете, мы вам отдадим, ещё и сверху накинем». Это очень частный развод — так из тюрем звонят по разным доставкам».

Порой не забирают заказы и по невинным причинам. Самая частая — просто уснул.

В-­третьих, по отношению к курьерам можно составлять честную карту вежливости по городам. «В целом у нас люди приветливые. Я вот, например, не могу понять, как через порог передавать — воспитан так, но некоторые всё-­таки боятся в квартиру запускать. Как-­то привёз заказ, а там дверь открывается на цепочке, я показываю коробку, мне деньги отдают, а пиццу вертикально и сквозь щель…»

Встречаются, конечно, и те, кто ведут себя не вполне по-­джентльменски. «Но они, как мне кажется, всегда и всем недовольны — по жизни такие. Главное, со всеми нормально общаться, ведь клиент всегда прав, даже если не прав», — описывает поведение сограждан Олег.

Интересно, что в других городах курьеры дают клиентам характеристику чуть ли не противоположную (в Москве распределяя уровень хамства по районам).

Домой

С Олегом мы провели примерно треть его рабочего дня — и спустя несколько часов никакие красоты уже не могут компенсировать замыленности взгляда. В этом смысле работа курьера парадоксальна: вроде, всегда в движении, но из-­за повторяемости сюжетов динамики не хватает, словно дальнобойщику. Если хотите подработать и действительно любите водить — это ваше. Только учтите, что такая работа — всё­-таки не должность смотрителя маяка и с людьми вам общаться придётся, причём с самыми разными.

Ну и забудьте о ранних возвращениях домой. Как пошутил Олег, жена говорит, что дети скоро перестанут его узнавать — вопреки заветам диетологов, главное время любой фирмы­-доставки с пяти часов вечера и до глубокой ночи.

Иннокентий Майоров

Фото автора