Фестиваль «Под куполом волшебства» создал ощущение зимы — именно такое, какое нужно сейчас, когда на календаре давно январь, а снег до недавнего времени по большому счёту падал только на картинках.

Завершилась почти неделя спектаклей под открытым небом: по три в день, из Сергиева Посада, окрестностей и других городов, взрослых и детских, в виде шествий и парадов, выступлений клоунов и мимов — и все они рассказывали о нём, самом весёлом времени года.

Как и в прошлом году, творческую часть фестиваля продумывал сергиевопосадский «Театральный ковчег». Событие получило отклик не только в нашем городе: о необычном представлении рассказали областные и федеральные СМИ, выпустил материал канал RT, в прошлом Russia Today, с основной аудиторией за рубежом.

Каждый день мимо театральной сцены на Дороге к храму проходили тысячи зрителей, аудитория сменялась постоянно. Она была разнообразной, как ни на одном спектакле в зале, и ни один зал в Посаде не смог бы вместить столько желающих, как этот, импровизированный уличный.

В том и сильная сторона уличных представлений, и главная их сложность, не считая погоды — надо задержать прохожего, вовлечь, зацепить. Может, поэтому на уличных шоу звуки чуть громче, сюжеты чуть ярче, улыбки чуть шире, а драконы достигают шести метров в длину.

Это не шутка — одним из гвоздей парада фестиваля стал огромный дракон, который сделали известные выдумщики из студии «Волшебная шляпа» в Реммаше. Кружок рисования, превратившийся в профессиональную творческую студию с собственным кукольным театром, — это теперь своего рода знак качества на любых представлениях.

Каждый, кто побывал в Сергиевом Посаде в эти дни, увидел своим глазами, как интересно работает со светом московский театр «Светлые люди». Причина успеха не только в бесспорном таланте — его не отнять — но и в технологических достижениях. Свет, все эти всевозможные лампочки, фосфоресцирующие одежды, лазерные мечи­прожекторы стали ярче и доступнее, чем ещё несколько лет назад, и на их основе стало возможным строить новые захватывающие представления.

Фестиваль дал редкую возможность познакомиться с искусством мим-­театров. Известный с древних времён жанр, где белое так чётко граничит с чёрным, где, как кажется, нет полутонов, оказался не таким уж простым.

Это направление на сергиевопосадском фестивале представляли театр «Мир лиц» и «Каникулы Pro». В таких коллективах играют актёры, занятые в обычных, если так можно сказать, театрах, но сейчас их лица надёжно скрыты толстым слоем грима.

Для многих актёров мим-театр становится первым шагом в театральной карьере — часто выпускники студий клоунады или эстрадных отделений поступают в театральные училища, и нередко возвращаются обратно, в мир гротеска и абсурда, смешных причёсок и грима на грани разумного.

Руководитель коллектива «Каникулы Pro» Андрей Запускалов прошёл почти тот же путь: начинал в студии пантомимы у себя в Казани, поступил на эстрадное отделение Казанского театрального училища, а потом в Щукинский институт в Москве. По его словам, щукинская школа предрасположена к клоунаде — там есть острая форма при хорошем внутреннем проживании момента.

Коллеги из именитых драматических театров относятся к своим мим­коллегам с уважением, продолжает Андрей: «Они понимают, насколько это сложно — так ярко играть и в то же время в это верить». Мим­-театр к тому же может передать чувства в вычурных движениях и мимике, что драматический актёр не может себе позволить, да и не в каждом театральном вузе можно получить такую подготовку в полном объёме. Многие театры используют не чистую пантомиму, а сочетают её с хореографией и другими зрелищными вещами, что, возможно, с точки зрения классического театра, также нереально.

Мим-­театров в России становится больше, площадной театр вообще сейчас на подъёме, рассказывали наши собеседники. В числе главных центров этого движения, что неудивительно, столица, а также Калининград на западе, куда это движение естественным образом пришло из соседних стран. Сергиев Посад имеет все шансы стать важной частью этого набравшего силу движения — продолжение увидим через год.

Владимир Крючев

Фото Сергея Семенькова и «Театрального ковчега»

Читайте также: Дорога к храму оказалась под куполом волшебства >>