Есть очень популярная графика­-шутка с тремя координатами: деньги, возраст и здоровье. Как правило, ею иллюстрируют принцип, что в молодости, когда денег ещё очень немного, ты хочешь и в кино, и в бар, и в клуб (можно в один вечер), а вот когда тебе «за» — возможности есть, но дома уже комфортнее.

Может, и шутка, но вполне говорящая — люди до 30, которые ещё не вышли на хороший уровень заработка, но уже слезли с родительской шеи, парадоксальная группа населения: тратят довольно много, но при этом постоянно экономят на чём-­то. При этом, посмотрев, чем и как пренебрегают молодые люди, можно уловить общий тренд ценностей в стране. Попробуем? Для этого мы устроили свой небольшой опрос (несколько десятков сергиевопосадцев в социальных сетях), который подкрепляем данными общероссийской статистики.

Красота внутри

Одна из главных статей экономии — одежда. Её назвали почти все наши собеседники, эти же данные подтверждают и общие цифры — в первую очередь, по данным исследовательского холдинга «Ромир», на шмотках экономит больше трети опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет. Видно это и по данным самих коммерсантов: рынок очень зависит как раз от платёжеспособной молодёжи. По данным статистики, чистая выручка магазинов одежды в России падает аж с 2013 года.

Люди до 24 при этом стали активнее тратить на саморазвитие (в основном это английский и курсы SMM), а вот «понтоваться» одеждой стало не модно. Низший ценовой сегмент в одежде лидирует (больше 60 % выручки от общих оборотов), то же и по стилям — молодёжь предпочитает дешёвый casual любому другому сегменту, а «шедевры» Гоши Рубчинского, чьи коллекции одежды выглядят так, как будто их уже надевали, может, подавляющему большинству и не нравятся, но внесли свою лепту в популяризацию секонд­хэндов.

Эмоции в аренду

Второй же по популярности ответ о статье экономии более традиционный — развлечения. Наверное, это самый логичный пункт — сюда включены кино, походы с друзьями, посещения концертов и т. д. Есть одно «но» современности — экономия подразумевает не только отказ, но и попытку найти методы более дешёвые. Если раньше альтернатива, например, фильму в кинотеатре выглядела как «плачу за билет/носитель, либо ворую с торрента, либо не смотрю», то сейчас появилась четвёртая опция — подписка на стриминговые сервисы — по сути продающие абонемент на контент. Это касается и музыки (iTunes, Яндекс.Музыка и ВК убили индустрию продажи дисков), и кино, и сериалов, и других сфер медиа.

В целом тут даже интересна не статья расходов, а отказ от собственности. Согласно аналитическим данным, всё больше молодых людей до 30 отказываются от владения, как от экономически невыгодной стратегии. Будь то заветная «двушка», машина (каршеринг набирает популярность — проект «Московский каршеринг», например, совсем недавно отчитался о миллионном увеличении поездок по сравнению с прошлым годом) или обычный DVD.

Есть и второй аспект — лишь один-два человека сказали, что экономят на гаджетах или технике: большая часть развлечений ушла в онлайн, так что наличие телефона с большим экраном или большого монитора окончательно победило у многих желание выходить из комнаты. Для примера: выручки кинотеатров снижаются, а вот их онлайн-­аналоги подросли всего за год на 44 %, по данным независимого консалтингового агентства «ТМТ Консалтинг».

 

На своих экологичных

Кстати о машинах. Третьим самым популярным ответом стал транспорт. При уточнении один из опрошенных поясняет: «На машину денег нет, такси вообще исключается — наземный транспорт, электрички, если до Москвы, ну и пешком по городу, если совсем плохо».

Можно отметить в этом пункте сезонный тренд на велосипеды (а с ними опять же прокат — Lucky Bike, появившаяся в этом году фирма проката уже заявила, что останется в Сергиевом Посаде на следующий сезон). К слову, интересно, что молодёжь начала экономить не только решительными отказами, но и экорациональными методами, которые обычно в этой возрастной группе не столь популярны. Вот, например, опрашиваемый Александр уточняет: «Я использую светодиодные лампы — снизил счета за электричество. Хожу в магазин с многоразовой сумкой — не покупаю пакеты никогда. Рюкзак — отличная вещь. Это всё считается экономией?» Кроме него ещё несколько человек отметили такую экономию рационального потребления: на салфетках, тряпках и прочих расходниках.

Стратегическое потребление

Среди других ответов встречалась и еда, но в гораздо меньшем количестве, нежели предыдущие пункты. Это, опять же, соответствует общероссийской тенденции. Согласно ранее упомянутому опросу холдинга «Ромир», всего 12 % совершеннолетних в возрасте до 24 лет экономят на чревоугодии, хотя для старшего поколения эта статья идёт под нож чуть ли не первой. Тут тактики две: отказ («покупаю вафельки какие­нибудь вместо Оreo») или же погоня за акциями у ритейлеров. Второе особенно популярно — смотреть на жёлтые или красные, или фиолетовые, в общем, на какие предложат ценники, для молодёжи давно не стыдно.

Если делать общий вывод, то их получается два. Во-­первых, рационализация с точки зрения молодёжи — нелюбовь к «хламу», по крайней мере физическому (его заменяет информационный). Львиная доля жизни теперь в приложениях, а не за окном, так что логичнее тратиться на фотосет или умение продвигать себя, нежели на одежду. Во-­вторых, поиск аналогов или иных стратегий вместо отказа. И вот этому есть довольно интересное объяснение: люди до 30 лет — первое поколение, выросшее при капитализме. Они учились в нём жить с рождения, возможно, многим стоит теперь поучиться у них.

Иннокентий Майоров