С 11 по 15 ноября таксисты Сергиева Посада присоединились к общероссийской забастовке, пытаясь смягчить условия, предлагаемые агрегатором «Яндекс: Такси» (протесты прошли в нескольких городах Московской области и Тюмени). Пять дней в утренние часы пик жёлто­белые машины собирались у торгового центра «Парк» и не принимали заказы. Снижение количества свободных машин при высоком спросе — единственный способ, по их мнению, хоть как-­то повлиять на алгоритмы расчёта стоимости поездок. Отчасти у таксистов это получилось: стоимость вызова машины «Яндекс: Такси» по городу, как говорят участники забастовки, немного выросла. Это притом, что в акции участвовали максимум около 40 водителей — немного. Когда же мы пришли на условленное место в четверг, там припарковались менее десятка такси.

Главная цель забастовщиков — обратить внимание на свои проблемы и получить более выгодные условия работы. Можно, конечно, упирать на солидарность трудящихся, но мы живём во времена капитализма: человек человеку волк. Дело в том, что в данном случае некоторые вопросы, поднятые бастующими, важны и для пассажиров, коим может оказаться в иной раз совершенно любой, — а потому крайне важно остановиться и послушать уже стоящих таксистов.

Две стороны монеты

Начнём с главного — тарифы. Последней каплей терпения водителей стало недавнее их понижение: минимальную стоимость (сумму, которую вы платите, только сев в машину) уменьшили с 89 рублей до 69 рублей. Казалось бы, мелочь, но для таксистов за день это существенная потеря: чтобы покрыть разницу им приходится работать по 12-­14 часов и даже больше.

Себестоимость поездки складывается из цены бензина, комиссии «Яндекса» (15­-16 %) и ещё от 1,5 до 6 % забирает таксопарк, у которого водитель берёт машину в аренду (на своих собственных автомобилях мало кто ездит). Здесь можно было бы посочувствовать — но тут же вспоминаются цены за поездку в такси до прихода «Яндекса», когда из центра до РБ могли запросить, например, 180 рублей взамен нынешних ста.

Куда важнее для пассажиров другая «урезка» — агрегатор изменил правила для протяжённых поездок. «Раньше с Фермы до «Капитолия», к примеру, был фиксированный повышенный тариф — теперь это всё считается как город», — рассказал один из водителей в частной беседе.

Почему это должно волновать людей «по ту сторону руля»? Потому что для жителей этих мест цены, по факту, могут вырасти. Дело в том, что раньше в отдалённых мик­рорайонах всегда было несколько таксистов, которые «дежурили» за повышенный тариф. Теперь никого. В итоге человек, пытаясь заказать машину, всё чаще видит примечание: «Повышенный спрос», что автоматически увеличивает стоимость поездки не потому, что шквал заказов, а поскольку программа так пытается привлечь водителей из центра.

До Тюмени и на тот свет

Кстати, про дальние поездки. О том, что водители работают больше 10 часов, мы уже упомянули, но отметили бастующие и другую незаметную деталь. «Вот представьте, я отработал 16 часов (больше нельзя, спустя это время приложение блокируется — Автор.), и у меня последняя поездка. Я же не вижу, куда она, приезжаю, а там пункт назначения — Тюмень. Вы со мной поедете в Тюмень, если я 16 часов на дороге?» — иронизирует бастующий водитель Павел по поводу на самом деле совсем не смешной ситуации.

Да, она гипотетическая, но правила безопасности всегда пишутся, исходя из худших сценариев. В историях с уставшими до смерти таксистами нет недостатка: вспомнить хотя бы случай, когда водитель сбил в Москве 8 человек, заявив потом, что за рулём находился 20 часов.

Говоря же о других косвенных вопросах безопасности, водители отмечают и отсутствие «работы с кадрами». Агрегатор никого на работу не нанимает, у него заключено соглашение с таксопарками, никакой гарантии, кто к вам приедет (поймёт ли он, что вы ему сказали, например), нет. Впрочем, тут основание слишком шаткое: от «контроля качества» до откровенного расизма слишком тонкая грань.

Прочь от штрафа

Не угроза безопасности, но другая озвученная проблема и для пассажиров, и для водителей — отсутствие в Сергиевом Посаде «Детского тарифа». Главное, что он позволяет, — указать в комментарии, что требуется детское кресло. «Тариф есть в Москве и вплоть до Пушкина, дальше нет, — разъясняет другой бастующий, Сергей. — Я приезжаю на место, вижу маму с ребёнком, и мне нужно решать: рискую я получить штраф или разворачиваюсь». Многие уезжают: последние годы ГИБДД проводит регулярные рейды именно по безопасности перевозки детей, штраф за нарушение — 3000 рублей. При этом водитель получает за отказ штраф со стороны агрегатора.

С ремнями же вообще отдельный разговор. Спереди большинство пристёгивается, но вот садясь назад… «Я иногда ставлю камеру внутрь, — рассказ ещё одного водителя, не участвовавшего в забастовке. — Буквально на прошлой неделе пригодилась. Посадил девушку на заднее сиденье, едем, останавливают «гайцы». Я только с помощью записи доказал, что ей дважды предложили пристегнуться — сначала приложение, потом я. Иначе штраф мне бы выписали. В Посаде ещё не часто останавливают за это, но в Москве — постоянно».

Развод для водителя

Пора сказать и о главной обиде водителей на пассажиров — жалобы. Политика «Яндекса» «клиент всегда прав» — если вы обратитесь в поддержку с любой претензией, вам, скорее всего, поверят, ещё и скидку дадут. И это, не кривя душой, хорошо: если учесть, что не только отвезти, но ещё и «развести» до сих пор пытаются многие.

Но новые правила сделали беззащитными уже водителей. «Едешь, улыбаешься, всё хорошо, но человек выходит из машины и отправляет в поддержку жалобу. А что? Купон не лишний», — сетует таксист Павел. Единственный способ борьбы с неадекватными клиентами, к которому пришли многие, — уже упомянутые камеры, направленные внутрь салона. Ездить «под прицелом», согласитесь, неприятно.

На обиженных людей не возят

Здесь, скорее, виднеется главная причина, которая гонит всё больше таксистов на забастовку. Как бы наивно это ни прозвучало, но у них ощущение, что на них всем плевать. «Обидно просто, мы пахали и будем пахать, просто ну хоть как­-то по­-человечески хочется», — эмоционально сказала женщина — участница забастовки. Корпорация не выходит вообще ни на какой контакт, даже в своих очевидных ошибках: например, никак не решается проблема «фейков». В Сергиевом Посаде есть уже легендарное СНТ «Москва». Оттуда водителям уже несколько месяцев постоянно приходит ложный вызов, на который выезжал каждый водитель­-новичок округа.

Клиенты часто пытаются обмануть компанию, на самом деле вредя лишь водителю, а другие считают таксистов почти «щипачами». Таксисты чувствуют давление со всех сторон и выходят на забастовки.

Нынешняя буза — это лишь первые шаги, и довольно неловкие, в попытке таксистов отстаивать свои права. Понятно, что этим дело не кончится, если компания не пойдёт хотя бы немного в сторону водителей: в декабре уже планируют столичные забастовки.

Что до этого клиентам? Должны ли другие люди вмешиваться в конфликт «Яндекса» и водителей? Это выбор каждого — тут ясны обе позиции, как тех, кто с ужасом и злобой вспоминает вдвое большие цены и хамство, от которого невозможно было защититься, так и сопереживающих в рабочей солидарности. В одном все должны сойтись — уставший, злой на весь мир, а возможно, и неквалифицированный человек, большую часть дня управляющий многокилограммовым куском метала на большой скорости, — это плохая идея.

Иннокентий Майоров

Фото автора