Если обычный календарный год начинается в январе, то выставочный год в Сергиевом Посаде можно отсчитывать с самого серого ноябрьского дня — именно в такой день обычно открывается выставка «Осенний салон».

Отдать должное технике

Эта выставка — своего рода знак качества в местном художественном мире. Вовсе не обязательно быть поклонником того или иного автора, его манеры или приёмов, но при этом стоит отдать должное технике почти каждого из них, заслуживших, а в некоторых случаях выстрадавших место в этих уважаемых стенах.

Все авторы здесь — по большей части состоявшиеся мастера, но есть и новички, и они говорят на равных со старшими. На «Салон» поступают, как правило, новые работы, ещё не успевшие побывать на других выставках, не засветившиеся в интернете, и это делает событие интересным вдвойне.

То, что мы видим в двух залах музея, лишь вершина айсберга — 130 произведений, отобранных специально для этого показа. Из всего многообразия, созданного в последнее время в Сергиевом Посаде и окрестностях, отборочная комиссия из числа сотрудников музея оставила лишь эти картины и предметы.

В итоге получилась ровная сильная выставка, достаточно компактный путеводитель в мире современного сергиевопосадского искусства — и если не в том смысле, что это искусство рушит каноны и задаёт новые направления, то хотя бы в том, что оно отражает современность в представлении местных авторов и экспертов, которые отобрали произведения для салона.

 

А. Смирнова, серия «Звук и тело»

«Не представляю, как художнику заявить о себе»

В сравнении с прошлыми «Осенними салонами» уровень работ этого года остаётся в целом высоким, считает художник Валерий Секрет — комиссия сказала «нет» как минимум половине подавших заявки. Строгий отбор позволяет удерживать планку качества.

«Салон» важен и тем, говорили участники, что он остаётся одной из немногих площадок в области, где автор ещё может напомнить о своём существовании. В Москве таких площадок становится меньше с каждым днём — закрываются галереи, одним из последних примеров стал Центральный дом художника, а в городах Московской области практически нет выставок, которые бы могли сравниться с сергиевопосадским «Салоном» — по масштабу, значению и столь долгой истории проведения.

Юрий Хмелевской, «Аксаков и Гоголь»

«Я вообще не представляю, как художнику о себе заявить сегодня», — удивляется Валерий Секрет и, развивая тему, предполагает, что нашим авторам придётся перестроиться: большинству, по­видимому, уготована судьба их европейских и американских коллег, которые пробиваются на площадки сами, у которых нет поддержки вроде той, что давал советским авторам Союз художников, проводя выставки, распределяя заказы, позволяя зарабатывать на жизнь только ремеслом. Многие по тем временам скучают, другие используют возможности, а зрителю приходится в большей мере ориентироваться не на регалии художника, присваиваемые творческой организацией, а исключительно на свои ощущения.

Никогда не пиши для «Салона»

И для других выставок специально тоже не пиши — такой совет керамист и живописец Юрий Леонов давал Ольге Рождественской. Художница поясняет ход мысли учителя: не позволяй календарю брать верх над вдохновением, он помещает тебя в рамки, ты перестаёшь быть не хозяином собственного «я» как автор. Твори свободно, не подгоняй себя к открытию.

В то же время репутация «Салона» такова, что многие авторы всё-­таки готовят работы именно к этой выставке, и нынешний год не исключение.

«В этом году салон необыкновенный, — продолжает Ольга, — работы отобраны тщательно, чувствует гармония между художниками». Замечает, что её работы, где цвет выступает в диалоге с философскими сюжетами, устроители снова разместили рядом с близкими по духу полотнами художников-­мыслителей Ивана Харченко и Валерия Сандырева.

Мария Царёва, «Итальянский дворик»

Внимание перехватывает картина Алексея Горбунова, где крупным планом изображена мясорубка, ещё та, старого образца, механическая:

— А вот мясорубка, — вглядываясь, говорит Ольга.

— Мясорубка это монументально, не надо её принижать, — жарко вступается за мясорубку Гагик Лорикян, художник­концептуалист, тоже автор салона.

— Это утилитарная форма…

— Ну вот, вот опять принижаем!

— Нет-­нет, он её возвысил, мясорубка — это центр. Хочется так думать, мы ни на что другое не обращаем внимания, это смело. Лёша, он всегда отличается оригинальностью, у него фантазия необыкновенная, и в плане техники он мастер…

***

Картина в мастерской и та же самая картина, вывешенная в зале, — это две разные картины, рассказывали участники «Салона». Кто­-то даже признался: «Когда я вижу свои работы на выставке, я всегда в недоумении, я ли это. Где настоящая картина?» Возможно, настоящая — не там, и не там, а в сердце зрителя, который покидает «Салон» чуть­-чуть другим.

Владимир Крючев
Фото Сергея Семенькова