В России врачи всё чаще стали выписывать пациентам антидепрессанты, а хронические болезни связывать с психосоматикой. Не справляются наши люди со своими эмоциями: стали злыми, раздражительными и агрессивными. Один из способов наладить контакт с внешним миром, стать спокойнее и счастливее — повысить свой эмоциональный интеллект. В Европе и на Западе его давно «прокачали», не так давно эта волна EQ дошла и до Сергиева Посада. В школе № 11 больше года существует плейбек-­театр, где подростки учатся разбираться в своих чувствах и чувствах других людей. Что такое эмоциональный интеллект и почему он делает нас счастливее и успешнее, газете «Вперёд» рассказала руководитель театра и тренер чувств Наталья Каширская.

«Что я чувствую в данный момент?»

На этот вопрос, по наблюдениям Натальи Каширской, не могут ответить 80­-85 % людей.

В массы понятие «эмоциональный интеллект» вторглось благодаря американскому писателю, психологу, журналисту Дэниелу Гоулману. Он написал психологический бестселлер, в котором использовал исследования учёных: они пытались найти волшебный рецепт успешности человека через его социальные и когнитивные навыки. Книга «Эмоциональный интеллект: почему он значит больше, чем IQ» вышла в 1990­-х годах. Из неё мы можем узнать, что для Запада уже давно нормально говорить о своих эмоциях, например, так: «Я делал это для тебя. Мне обидно, что ты не оценила моих стараний». В то время как в России (сравнивая уже самостоятельно) в той же ситуации мы скорее услышим «Ах, ты ж свинья неблагодарная». Разница существенная: отсутствие агрессии намного скорее может привести к взаимопониманию.

По словам Натальи Каширской, эмоциональный интеллект — это в первую очередь про осознанность: я осознаю себя и другого человека в этом мире. Это значит, что человек умеет понимать, какую эмоцию в данный момент он испытывает, переживать её и отпускать, освобождая место новой. Такие люди хорошо понимают других, они успешнее, потому что им легче выстраивать общение. Ещё они счастливее. «Общаясь, мало кто думает: «А ведь может быть и так, по-­другому». Как много бы разводов удалось избежать, если бы в браке люди могли допустить мысль, что близкий человек воспринимает ситуацию по­-своему, отлично от вас. Вместе этого мы руководствуемся фразой «Я знаю, как должно быть», — рассказывает Наталья.

EQ содержит в себе четыре основных пункта: распознание своих эмоций, управление своими эмоциями, распознание эмоций другого человека и управление эмоциями другого человека. Но прежде чем управлять эмоциями других, нужно начать со своих.

«Не просто так в современном информационном пространстве увеличился спрос на тренеров личностного роста, коучеров. Россияне стали обращаться к психологам и не считать это чем­-то ненормальным. Все хотят быть счастливыми, справляться с негативными эмоциями, а не копить их. Эмоциональному интеллекту учимся мы, наши дети, для следующего поколения это уже будет нормой», — рассказывает Наталья. Благодаря ей ученики сергиевопосадской школы № 11 начали развивать свой эмоциональный интеллект в прошлом году. Занятия для юных актёров бесплатные.

Подростки играют чувства

Плейбек­-театр — театр импровизации. Представления в нём строятся на историях, которые зрители рассказывают о себе, а актёры превращают их в художественное произведение на сцене. Название происходит от сокращённой фразы «We are playing your stories back to you» («Мы играем ваши истории, возвращая их вам»). «Когда человек смотрит свою историю на сцене, он не получает ответа на вопрос, который, например, не даёт ему покоя. Но он видит эту историю в другом свете, начинает лучше понимать эмоции, которые испытывал во время рассказанных событий, и в итоге освобождается от тех эмоций, которые, быть может, сидели внутри годами», — делится идеей театра Наталья.

Зародился плейбек-­театр в конце 1980-­х годов. Его основатель — Джонатан Фокс — психодраматист, который работал с ветеранами вьетнамской войны. Именно с ними он и начал проигрывать пережитые события на сцене. В России около пятидесяти взрослых театров такой направленности, половина из них находится в Москве, а вот подростковых театров и того меньше, на всю страну около пятнадцати, и один из них в Сергиевом Посаде.

В школе № 11 в таком театре играют девять ребят в возрасте от 12 до 15 лет (занятия бесплатные). «Во время первых репетиций мы разбирали чувства, какие они бывают, какие у них могут быть окрасы. Сейчас мы просто раскладываем историю по чувствам. Например, обсуждаем, какая это печаль: она с гневом или со страхом», — рассказывает руководитель подросткового театра.

Наталья утверждает, что по фразам, которые родители говорят детям, наличие или отсутствие эмоционального интеллекта видно сразу. Например, «Ты что ревёшь, как баба» — взрослые запрещают детям злиться и плакать. «Ребята становятся более наблюдательными, актёрские техники воспитывают в первую очередь открытость миру: возможность видеть другого человека, слышать его, понимать. А это в первую очередь о том, чтобы учиться понимать и себя», — делится успехами актёров режиссёр.

Для того чтобы человек, а тем более подросток, мог поделиться своей историей, атмосфера должна быть доверительной. Рассказчик должен понимать, что над ним не будут смеяться, обсуждать его с моральной точки зрения и критиковать. «Эмпатия — одно из основных качеств актёра плейбека. Он соотносит свои эмоции с чувствами другого человека. Для меня важно, что детям это действительно интересно, они стараются не пропускать наши репетиции», — говорит Наталья Каширская.

Школьный театр уже стал участником московского юношеского фестиваля плейбек-­театров и международного фестиваля в Латвии. В Сергиевом Посаде игру актёров можно было увидеть в биб­лиотеке им. А. Горловского и во время «Доброго концерта», который проходил в октябре во дворце культуры им. Ю. Гагарина. А сама Наталья Каширская недавно вернулась с гастролей в Германии.

Эмоции для бизнеса

Ещё студенткой третьего курса Наталья прислушалась к своим чувствам и желаниям и оставила политехнический институт. Её влекло творчество, поэтому она поступила в университет культуры на режиссёра массовых праздников и театрализованных представлений. За то время, пока она жила на Дальнем Востоке, успела поработать журналистом, специалистом по рекламе на телевидении, директором радио. А потом в очередной раз задумалась над тем, что интересно ей, — и оказалось, что это эмоции и чувства. Отучившись на бизнес-­тренера, женщина решила совместить режиссёрские навыки и новые знания — стала тренером чувств и актёром плейбек-­театра.

Наталья играет в арт­-лаборатории «Импро». В труппе три человека. Они выступают перед крупными компаниями, помогая развивать сотрудникам эмоциональный интеллект. Часто бывают в бизнес-­школе «Сколково», а не так давно проводили мастер-­класс для одной крупной фирмы, которая занимается производством спортивной обуви.

На прошлой неделе лаборатория летала на гастроли в Берлин. Там они играли для русскоязычных немцев в одном из кафе.

«Когда мы повысим эмоциональный интеллект, то начнём видеть радость в мелочах и деталях обычной жизни», — рассказала тренер чувств Наталья Каширская.

Евгения Кинтушева