В ризнице Троице-Сергиевой лавры. Фото 1920-х гг.

(Продолжение. Начало см. в 69 от 11 сентября)

В 1925 году в типографии «Шестой Октябрь» города Сергиева был напечатан уникальный по тем временам статистико­экономический сборник «Сергиевский уезд Московской губернии». Одна из статей этого редкого краеведческого издания посвящена созданию на территории Лавры историко­-художественного музея-заповедника.
Авторы материала — сотрудники музея Владимир Дервиз и Алексей Свирин.


«Самое название музея «Историко­-художественный», — читаем в статье, — определяет его главное значение в ряду центральных музеев. Сергиевский музей — это всё то, что накопила, построила и устроила Лавра за пять веков своего существования. При этом в неё стекалось всё в лучших образцах: превосходные образцы искусства древней живописи, архитектуры, тончайшей скульптуры (…), изделия из шёлка, из серебра, как русских мастеров, так и иностранных, из кости, дерева, камня… Все перечисленные виды предметов искусства и художественных ремёсел являются неисчерпаемым источником для ознакомления широких масс с художественными формами прошедших веков».

Музей создавался постепенно. В апреле 1920 года, официально оформленный Декретом Совета народных комиссаров, он приступил к работе. Для посетителей были подготовлены выставки древнерусских книг (1921 год), картин местных художников и кустарных изделий Сергиевского края, главным образом игрушек (1922 год). В 1924 году для посетителей открыли показательную иконописную мастерскую. С успехом прошла выставка предметов искусства и художественных ремесел XIV и XV веков. Тогда же из села Шеметово — бывшей усадьбы графа Орлова­Денисова — в музей доставили карету и линейку (лёгкую конную повозку) конца XVIII или начала XIX века.

К 1925 году музей состоял из 13 отделов. В это число входили и два его филиала: в Вифании (покои митрополита Платона) и в Гефсиманском скиту (покои митрополита Филарета). Кроме выставок велись реставрационные и ремонтные работы, проводились экскурсии, продолжались работы по учёту переданных музею экспонатов, их изучение и описание.

В 1926 году комиссия Главнауки Наркомпроса отметила, что Сергиевский музей является одним из лучших историко­художественных музеев страны. Однако это не спасло его от переменчивых веяний времени: вскоре в местной и центральной прессе на него начались нападки, связанные с усилением антирелигиозной пропаганды.

17 мая 1928 года столичная газета «Рабочая Москва» разместила на своих страницах большую статью с говорящим заголовком «Сергиевский музей — рассадник поповщины». Слог соответствовал названию: «На западной стороне феодальной стены появилась только вывеска «Сергиевский государственный музей». Прикрывшись таким спасительным паспортом, наиболее упрямые «мужи» устроились здесь, взяв на себя роль двуногих крыс, растаскивающих древние ценности, скрывающих грязь и распространяющих зловоние. Богатейший источник антирелигиозной пропаганды превратился в рассадник поповщины».

Акция была скоординирована: местная газета «Плуг и молот» (предшественник газеты «Вперёд») в тот же день сообщала: «Научный работник Дервиз, руководя экскурсиями, благоговейно снимал головной убор перед мощами Сергия».

К 1929 году многие из тех, кто создавал музей, вынуждены были уволиться. После ухода из музея в 1928 году сначала Владимира Дмитриевича Дервиза, а за ним Алексея Николаевича Свирина, музей закрыли на несколько месяцев. При новом руководстве началась его реорганизация, по окончании которой он стал называться «Сергиевский государственный бытовой и антирелигиозный музей».

Группа молодёжи у входа в Сергиевский художественный музей. Фото 1930-х гг.

Лидия Гирлина
При подготовке материала автор использовала публикации Т. В. Смирновой

 

СПРАВКА

Владимир Дмитриевич Дервиз (1859 — 1937 гг.) — искусствовед, художник, музейный деятель. Из дворянского рода фон Дервизов. Окончил Училище правоведения в Петербурге. Учился в Академии художеств вместе с Валентином Серовым и Михаилом Врубелем, ставшими его друзьями по жизни и творчеству.

Неожиданно для многих всерьёз увлекся сельским хозяйством — купил в Тверской губернии заброшенное именье Домотканово и создал в нём процветающее хозяйство, одновременно участвуя в работе местного земства. Бурная общественная деятельность прервалась после октября 1917 года. Усадьбу отобрали, имущество конфисковали.

В 1920 году переехал в Сергиевский посад. Сначала преподавал рисование в Педагогическом техникуме, но вскоре ему предложили работу заведующего выставочным отделом и ответственным за музейные фонды в «Комиссии по охране Лавры». С весны 1922 года он был её председателем, а с октября 1924 по октябрь 1925 года — первым заведующим Сергиевским историко­художественным музеем.

В 1928 году против так называемых «бывших» началась кампания травли. Владимир Дервиз был сыном барона Д. Г. фон Дервиза, члена дореволюционного Государственного Совета, и на него обрушились обвинения, связанные с его происхождением. Из музея ему пришлось уволиться. Последние годы он жил то в Москве, то у дочери в Загорске. Передвигался на костылях — потерял ногу, попав под трамвай. Скончался в 1937 году.

 

СПРАВКА

Алексей Николаевич Свирин (1886 — 1976 гг.)

Он был моложе Дервиза на 27 лет, однако в характере каждого были черты, которые помогали понимать друг друга с полуслова. Работе оба отдавали все свои знания, опыт и умение.

Алексей Свирин родился в семье военного врача, получил юридическое образование в Казанском университете. Работал поначалу в государственных контрольных органах в Хабаровске, где стал одним из участников кружка любителей этнографии, организованного в 1913 году Владимиром Арсеньевым — известным учёным­этнографом, писателем, автором широко известных книг «Дерсу Узала» и «По Уссурийскому краю». Арсеньев, хлопоча о переезде Свирина в Москву или Петербург, писал о нём: «…рекомендую его как человека высокоинтеллигентного и образованного. По окончании университета он много работал над изучением русского зодчества… Он хорошо знает древнерусское искусство. В его лице вы найдёте не только хорошего и полезного для музея работника, но и хорошего, честного человека. Один у него недостаток — излишняя скромность».

Перевод Свирин получил, работал вначале в разных контрольных ведомствах. В начале 1920-­х судьба привела его в Сергиев. Он начал работать в «Комиссии по охране Лавры» в должности первого хранителя музея. Занимался устройством Музея быта высшего духовенства и отделом древнерусского шитья, созданием музея в Вифании, участвовал в инвентарной описи Ризницы, устраивал выставки, делал доклады, составлял путеводители по музею. В 1926 году его назначили заведующим музеем.

Музейному делу он оставался верен до конца жизни. Работал в Третьяковской галерее, в Государственном музее изобразительных искусств Армении, заведовал музеем Московского текстильного института, преподавал во многих учебных заведениях, писал книги и статьи по изобразительному искусству. Связь с нашим музеем не прерывал: по договору работал в нём сотрудником и консультантом (1943—1946 гг.), во многих трудах использовал сведения о его коллекциях. Прожил долгую жизнь, умер в 1976 году в возрасте 90 лет.