3­-6 ноября 1919 года (100 лет назад), вскоре после вскрытия большевиками раки с мощами преподобного Сергия, власти города Сергиев закрыли монашеское общежитие в Троице-­Сергиевой лавре и вывели все храмы из её ведения.

О том, как закрывали Лавру, мы узнаём из сохранившихся копий докладов её Духовного Собора Патриарху Тихону (Беллавину) от 4 и 12 ноября 1919 года. Составители докладов, вероятно по привычке, датировали их числами 22 и 30 октября, то есть в соответствии с уже отменённым в Советской России юлианским календарём.

Итак, 3 ноября по новому стилю, около трёх часов ночи, вооружённые красноармейцы внезапно заняли все входы в келейные корпуса Лавры. Братию, а также и всех мирских людей, застигнутых на территории монастыря, отвели на верхний этаж Варваринского корпуса, в зал старой живописной школы. Здесь братии объявили, что «по всем помещениям Лавры должен быть произведён тщательный обыск и на время обыска вся братия должна быть отправлена в Гефсиманский скит...»

Затем мирских оставили на месте для выяснения их личностей, братию же в числе 132 человек под конвоем красноармейцев отвели в Гефсиманский скит с запретом возвращаться в Лавру. Только наместнику обители архимандриту Крониду (Любимову), страдавшему болезнью ног, и ещё нескольким больным монахам разрешено было оставаться пока в Лавре — всем в кельях наместника и под стражей.

На следующий день, 4 ноября, в скит явились представители Совета рабочих и крестьянских депутатов (Совдепа) с распоряжением прислать в Лавру двадцать человек из числа братии с ключами от келий «для присутствования при обысках в келлиях». Двадцать человек были тут же избраны и отправлены в бывшую Старую лаврскую гостиницу, где в то время уже размещался Совдеп.

Из здания Совдепа председатель исполкома О. Ванханен препроводил монахов в Лавру, в клуб школы «курсантов­электротехников». Клуб расположился на верхнем этаже здания бывших царских Чертогов.

Час спустя около сорока красноармейцев, разделившись на группы с включением в каждую представителей изгнанной лаврской братии, приступили к обыскам келейных корпусов. Обыски сопровождались реквизицией личного имущества изгнанников, не исключая книг, посуды и продуктов. Представителям изгнанников разрешалось забирать из келий лишь немногие личные вещи. По окончании обысков ключи от келий изымались.

Мероприятие, если так можно выразиться, завершилось днём 6 ноября, накануне празднования «2­-х летия второй революции». Новый государственный праздник, ознаменованный закрытием крупнейшего православного монастыря, состоялся на площади перед зданием Совдепа.

К сказанному добавим, что 4 ноября, одновременно с обыском келий были закрыты и опечатаны все храмы Лавры, канцелярия Духовного Собора и архив. Вход в монастырь разрешался лишь по пропускам.

Богослужение и монашеская жизнь в Лавре возобновились лишь после Великой Отечественной войны, в апреле 1946 года.

Константин Филимонов