Переизбрание председателя правления местного отделения Союза художников в Сергиевом Посаде превратилось из сугубо дежурной процедуры в событие, способное повлиять на художественную жизнь всего округа. С поста уходит Иван Харченко, возглавляющий районное творческое объединение с 2004 года.

Иван Иванович покидает должность в неспокойное время: местное отделение, которое существовало в основном на средства, полученные с аренды помещений в принадлежащем ему здании на улице Шлякова, лишилось основного арендатора; в аппарате СХ начались увольнения, а сами художники в такое ответственное время не могут собрать кворум на заседаниях, чтобы придать решениям полный юридический вес.

Последствия может ощутить и обычный зритель, обычно к внутрицеховым схваткам равнодушный. Нестабильность, вероятно, скажется на качестве выставок. Нехватка средств — на содержании зала, которому бы только на пользу пошла, например, установка нового светового оборудования, не говоря уже о ежедневных затратах на поддержание помещения в порядке.

На таком фоне среди художников родились опасения, что и само трёхэтажное кирпичное здание может быть продано под гостиницу, и никто из ответственных лиц не будет возражать.

Напомним, что выставочные залы на улице Шлякова остаются единственной бесплатной гале­реей в центре Сергиева Посада, где в любое время можно увидеть работы местных авторов. Закрытие или сокращение такой важной общедоступной площадки станет большим ударом не только по группе завсегдатаев выставок, но и по репутации города.

Временный до лучших времён

Исполняющим обязанности председателя назначена Ирина Виниченко — живописец и иконописец, автор росписей в храмах от Череповца до Рима. Ирина отказалась от общения со СМИ, несмотря на наши общие с коллегами из ТВР24 просьбы об интервью, предложив встретиться после официального переизбрания.

С бывшим уже председателем Иваном Харченко поговорить тоже не удалось, он сложил полномочия и уехал к себе на родину, в Краснодарский край. Вернувшись, был краток: «Лучше промолчу. За 15 лет так наговорился».

Назначение Ирины Виниченко прошло на закрытой части отчётно-­выборного собрания СХ в сентябре, в обстановке не самой спокойной. Кворума, то есть количества участников, необходимого для окончательного решения, общее собрание не достигло, о чём заявляли участники встречи. Тем не менее, кандидатуру утвердили.

Поставят точку в любом случае — отделение союза намерено скоординировать своих членов, к тому же в предстоящие дни всероссийский СХ проведёт съезд, где, вполне вероятно, внесут поправки в устав, позволяющие утверждать региональных председателей без кворума.

«Именно поэтому мы не хотим проводить собрание у себя — представьте себе, мы что­-то примем, а во всероссийском уставе появятся новые положения», — прокомментировала ситуацию председатель ревизионной комиссии сергиевопосадского отделения Союза художников Елена Левенцева.

«Скажу проще — банкрот»

Финансово местное отделение СХ сегодня подпитывают организации, которые арендуют площади в его здании на улице Шлякова, а также собственный салон с картинами на продажу.

Около года назад из здания выехал банк, который поставлял основную долю доходов за аренду, и это сильно ударило по бюджету художников. К тому же часть организаций заключает договора не с местным отделением, а с московским — соответственно, доходы идут снова мимо посадской кассы.

Атмосфера в коллективе далека от идеальной. На рядовых сотрудниках аппарата Союза лица нет: одни друг за другом увольняются, другие мрачно ожидают, что их скоро попросят сделать это по собственному желанию. Они считают, что всё это часть одного плана, но какого — не говорят.

В кулуарах вспоминают моменты, за которые никто теперь не хочет брать ответственность, — например, как пускали в помещение торговцев БАДами. Виктор Багров, возглавлявший отделение Союза до 2004 года, не испытывает большой радости от того, что организация делала это, но не видит в том ничего удивительного — и в его бытность такие вещи тоже случались. Они помогали отделению выжить, сохранить бесплатный вход для посетителей. Если документы в порядке, считает он, беспокоиться не о чем.

«Там были нарушения, — комментирует ситуацию Елена Левенцева. — А сейчас я скажу просто: Союз художников просто банкрот, и для того, чтобы сохранить здание, расходы должны быть как можно меньше. И вторая проблема — сотрудники не всегда были компетентны». В том смысле, поясняет она, что творческие люди эмоциональные, а для таких постов нужен условный завхоз, управленец с холодной головой.

Председателю не завидуют

Рассуждения о продаже здания, которые поначалу больше казались чем-­то из области конспирологии, приобретают иное звучание.

«В своё время по всей стране были построены салоны на взносы. Потом собралась кучка художников, наиболее деловых и продвинутых, и быстренько их распродали. Последний пример — Дом художника на Крымском Валу», — предлагает делать выводы Елена Левенцева.

Есть и другие моменты. Новому председателю, кто бы им ни стал, по мнению Виктора Багрова, придётся заново создать систему рекламы выставок. Виктор Юрьевич отмечает и дисбаланс, сложившийся в последние годы, когда в Союз поступало мало заявок на вступление от живописцев и графиков в сравнении с прикладниками.

Экс-­председатель и часть его коллег­-художников не верят, что здание может «уйти» по той или иной схеме, тем более перепрофилироваться. Но — и в этом наши собеседники сходятся практически единогласно — проблемы у местного Союза художников остаются всё те же: отсутствие денег и заказов лично, долги по коммунальным платежам у отделения в целом. Завидовать будущему председателю явно рано.

Владимир Крючев

Фото Сергея Семенькова
и Алексея Севастьянова