Ничто не предвещало для Марии и Дмитрия Орловых долгого путешествия в тот день, когда по дороге домой в Реммаш супруги подхватили двух автостопщиц на обочине у Маньковского переезда.

От случайностик Паулине и Аурелии

«Девушки оказались француженками, — рассказывает Мария, — они показали табличку, где на русском, английском и французском было написано, что они участвуют в реалити-­шоу «Пекинский экспресс».

Это популярное шоу показывают многие телекомпании Европы, французскую версию в России снимает канал M6. По правилам передачи участники едут за тысячи километров на попутках и в каждом новом городе ищут ночлег. Полная импровизация, часто с риском, с бюджетом один евро в день на еду (не шутка!), но всегда интересно — за пилигримами XXI века следят миллионы.

Мария и Дмитрий легко решились подбросить новых знакомых, сестёр Паулину и Аурелию, которым слегка за тридцать, а с ними оператора — и вот компания втискивается в машину, потеснив собаку Орловых. На русском попутчики знают всего несколько дежурных фраз.

Вместо Реммаша они едут в Переславль­-Залесский, проходя часть маршрута. Выясняется, что за машиной всё же движется микроавтобус с группой сопровождения, и в команде есть человек, говорящий по-­русски.

Мы не можем сейчас рассказать, чем закончился этот путь — шоу ещё не вышло в свет. До Пекина в тот момент путешественницам предстояло добираться ещё примерно два месяца. Эфир, где, судя по всему, покажут и посадскую часть маршрута, запланирован на конец этого года или начало следующего.

В дороге девушки рассказали, что 12 лет назад они участвовали в этом же реалити­шоу, но тогда поездка проходила по Латинской Америке. Сравнили и сказали, что в России довольно сложно поймать машину — водители останавливаются реже. Приехав в Переславль к церкви Сорока мучеников, они быстро забрали свои походные рюкзаки, сказали пару слов на камеру, поблагодарили и исчезли.

От Паулины и Аурелиик Дмитрию

Как и положено в автостопе, мы меняем попутчиков — героев нашего материала. Пришла очередь Дмитрия Орлова, кого судьба свела с близкими по духу автостопщицами из Франции.

Дмитрий родился и вырос в Реммаше, и сколько он себя помнит, всегда хотел вырваться из этого маленького посёлка при предприятии.

Мечта сбылась только в студенческие годы. Денег на путешествия не было, а путешествовать хотелось, вот и приходилось пробовать альтернативные способы передвижений. Начинал он с относительно коротких дистанций, километров на 50. Появились знакомства в среде автостопщиков, поездки на фестивали, увеличивались расстояния.

«Меня всегда тянуло к творческим людям. Я мало что до этого видел, ловил только отголоски, что есть другая жизнь. Какие­-то отрывки по телевизору. Слышал о певице Умке, которая, как говорят, приезжала на свои концерты автостопом. Мир хиппи меня манил», — объясняет Дмитрий.

Автостоп, по его словам, это не всегда медленное путешествие. Бывали случаи, когда люди доезжали до Крыма за сутки: две машины, и ты там. Интересно, что обратная дорога получается дольше: по пути на север, отмечает Дмитрий, берут реже, чем в южном направлении.

Он даёт практические советы: не идти на явный риск, особенно девушкам, надевать яркую одеж­ду, не выглядеть как оборванец, выбирать удобные для водителей места остановки.

Нет статистики, какие машины — дорогие или дешёвые — останавливаются чаще. Общительные люди ездят на разных авто, при этом и самому автостопщику нужно быть интересным, начитанным и способным поддержать диалог.

«Ты лучше спроси об этом Валентину. У неё как минимум четыре страны в Южной Америке и ещё десяток, кроме того. Она уж точно что-­нибудь интересное расскажет», — советуют Дмитрий с Марией, и так мы знакомимся с новым попутчиком.

От Дмитрияк Валентине

«Я путешествовала в странах, где визы не нужны и потому не знаю о визовых трудностях, — отвечает на наш вопрос о бюрократических препонах жительница Сергиева Посада Валентина Данилова. — Поначалу было забавно переходить границы пешком. В Южной Америке мы с ребятами один раз чуть не прошли мимо таможни».

Для сравнения она рассказывает о недавно прочитанном интервью известного художника-­велосипедиста Владислава Кетова, где тот рассказывал, что на оформление бумаг он потратил больше, чем на само путешествие по контуру материков.

В свою первую одиночную поездку Валентина отправилась по маршруту из Минска в Таганрог. На ней были короткие шорты и обтягивающая футболка — гуру автостопа пришли бы в ужас от такого выбора наряда. К счастью, всё прошло удачно, хотя после этой поездки она вывела для себя определённые правила.

Тема безопасности, хочешь того или нет, рано или поздно всплывёт в любом разговоре об автостопе. Валентина и сама попадала в неприятности, и знает тех, кто пережил подобное, однако статистика, по её словам, — «один такой случай приходится на 300 успешных, и это не омрачает мою картину мира».

Она бы не рекомендовала автостоп людям, которые полны страхов. Тем, кому страшно, она рекомендует послушать истории опытных путешественников, чтобы понять, откуда растут ноги у опасений. «Дорога притягивает то, что излучаешь, — по своему опыту судит она. — Если излучаешь позитив, то лови добрых людей и машину с кондиционером. Излучаешь страх — лови ожившую картинку своих опасений».

Путешествия научили её жить здесь и сейчас. Она планирует, но не придерживается планов чётко. «Если я еду из точки «А» в точку «Б» и мне предложат заехать по пути, чтобы покормить лошадь или посмотреть оазис в пустыне, то я обязательно соглашусь и получу больше удовольствия», — вот ещё одно правило, которое ей подарила дорога.

Валентина проехала автостопом 15 стран, три месяца провела в Южной Америке, четыре  месяца — в Азии, и ещё месяц в Марокко. Это было шесть лет назад, а теперь она мама и пока не решила, как это — путешествовать автостопом с детьми. Хотя, говорит, знает людей, кто решается и на такое.

Владимир Крючев