В сентябре директору физкультурно­-спортивного комплекса «Метеор» Александру Николаевичу Солнцеву было присвоено звание Почётного жителя города Пересвета. Мы встретились с руководителем спорткомплекса во время важного для мужской команды «Метеор» футбольного матчана стадионе, куда в 1970­-м году пришёл на свою первую тренировку 12-­летний Саша Солнцев.

Уже спустя четыре года, в 1974­-м, в составе юниорской сборной команды Московской области по футболу Александр стал чемпионом РСФСР. Дальше была служба в армии, возвращение на НИИХимМаш, а с 1980 года — работа в физкультурном комплексе «Метеор». В сложнейшие 1990-­е годы Александр Николаевич не только остался на спортивном объекте, но и возглавил юношеские команды по хоккею и футболу в качестве тренера. С того времени он воспитал порядка 750 спортсменов, многие из которых связали свою жизнь с профессиональным спортом. Получается, что Александр Солнцев и «Метеор» вместе уже почти полвека — от становления физкультурного комплекса до включения в большой спортивный кластер с крытым льдом и футбольным полем с искусственным покрытием.

Пока футболисты подопечной команды боролись за лидерство в сезоне, Александр Николаевич рассказал нашему корреспонденту про свой спортивный путь и судьбу своего родного «Метеора».

Стеснялся прийти в секцию

— Дело было в пятом классе. Однажды в школу пришёл мой одноклассник в футболке «Метеора» с номером. Всё как положено. Я тогда подумал: чем я хуже, почему я не играю в футбольной команде посёлка? Во дворе­то мы всегда мяч гоняли, да и на уроке физкультуры, когда учитель выходил, вместо волейбола начинался футбол. Тем более что в доме, где я жил, было много спортсменов, в их числе — мастер спорта по хоккею Владимир Лаврентьев. Я оценил свои возможности, понял, что где­-то посильнее буду своего одноклассника. Почему бы не попробовать? И вот ранней весной я с тремя друзьями пришёл на стадион, когда там была тренировка у футболистов. Ребята играли на баскетбольной площадке, так как поле ещё не было готово. Мы вчетвером присели на трибуну и смотрели, подойти к тренеру стеснялись. Вячеслав Васильевич Веневцев сам к нам подошёл и предложил включиться в тренировку. Мы сыграли несколько матчей с теми, кто уже давно занимался в секции, и даже кого­то победили. Так я начал играть за
«Метеор». Поначалу всё, что говорилось на предыгровых установках, слышал, понимал, но, когда выходил на поле, не знал, что делать. Мне долго объясняли мои задачи — уметь играть не только с мячом, но и без мяча. Я это понял к моменту, когда надо было выступать за сборную Московской области.

Кубок России в Новостройке

— Как­-то поехали мы с «Метеором» на «Кубок подмосковной надежды» среди юношей, дошли до финала, но проиграли ступинской команде. Нас четверых — меня, братьев Александра и Евгения Синициных и Михаила Калинина — приметили и пригласили в юниорскую сборную Московской области. Мы уехали на предсезонные сборы в Грозный. Играли за ДЮСШ «Мособлоно», это была головная команда Подмосковья. В сезоне заняли первое место по своей зоне и поехали на чемпионат РСФСР в Нальчик. Соревновались с пятью равными по силе командами, но удача оказалась на стороне подмосковной команды. Так в 1974 году мы стали чемпионами России среди юниоров. Конечно, нам, пацанам, очень хотелось показать кубок родителям, друзьям, соседям. Пока руководство сборной отдыхало после чемпионата, мы этот кубок забрали и привезли на Новостройку. Кинули жребий между собой, что у каждого из нас кубок постоит дома в течение недели, а потом мы его вернём. Когда руководство заметило исчезновение кубка, позвонили Вячеславу Веневцеву в «Метеор». Мы поначалу не признались. Тогда Вячеслав Васильевич нам говорит: «Приезжает корреспондент газеты «Вперёд», хочет сделать про вас новость, вот бы сделать фото с кубком...» Ну мы, конечно, признались, что награда у нас. С ним и сфотографировались для газеты напротив школы. Потом пришлось вернуть трофей обратно в сборную Московской области.


Хоккей всегда любил больше

— Я всегда хоккей любил больше, чем футбол. В хоккее задействованы и ноги, и руки, и шайба… и мышление. Но для хоккея нужны коньки, экипировка, а для футбола достаточно бутсов. И, потом, я долгое время не умел кататься на коньках! Раньше знаете как катались? На валенках! Вдоль центральной дороги по первому льду вся Новостройка каталась. Вечерами свободного места не было. Как заливали коробку, все ребята перебирались играть в хоккей, меня звали. Я очень хотел, но стеснялся, боялся при всех грохнуться на лёд. Только в 15 лет попросил Сашу и Женю Синициных научить меня кататься. И вот ночью, пока никто не видит, товарищи стали ставить меня на коньки. Вскоре боязнь прошла, и я начал кататься. Уже в новом сезоне попросился на тренировки к взрослой команде. Да, не получалось! Да, мне доставалось! Но за зиму я догнал по мастерству своих сверстников и новый спортивный сезон начал в составе хоккейной команды «Метеор».

Надо сказать, что в хоккее я достиг определённых успехов. Как­то играли матч с командой из Воскресенска. Меня и ещё четверых ребят приметил тренер «Химика» и пригласил к ним в команду. Мы тренировались и играли на крытом льду. Для многих мальчишек это была мечта! Наша пятёрка выступала в составе воскресенского «Химика» в международных турнирах. А потом я ушёл в армию.

Поиграл за всех

— В 1976­-м я был призван в таманскую дивизию, прикомандирован в спортроту московского военного округа. Так получилось, вызвали меня в Высшее общевойсковое командное училище имени Верховного Совета РСФСР. Начальник училища спрашивает: «В хоккей играешь?» Отвечаю: «Играю». — «Будешь за нас играть, поезжай домой за формой».

Так я поехал на Новостройку, забрал форму и клюшки, приехал рано утром в Москву, мне поставили печать, что я уже курсант училища. В том сезоне команда училища выиграла чемпионат Московского военного округа, руководителю­майору дали звание подполковника, а меня отправили домой на целый месяц! Когда вернулся, стал играть за футбольную команду училища. Так пролетел мой первый год службы в армии. Съездил в дивизию на учения и к началу хоккейного сезона снова приехал в Москву. Сезон мы провалили, и меня отправили в кантемировскую дивизию играть против таманской дивизии, в которую я призывался. А к концу службы я совсем обнаглел — в кантемировской сказал, что я в училище, а в училище сказал, что в дивизии. А сам поехал на стадион «Метеор» в футбол играть.

Сладкий вкус детства

— После армии вернулся на НИИХимМаш слесарем­-испытателем. Там были хорошие условия — 45 дней отпуска, талоны, короткий рабочий день… Пока ждал допуска, пошёл к Вячеславу Веневцеву на стадион работать, потом начался колхоз, посев, косьба… Появился на заводе я только по холодку.

Как сейчас помню, иду в цех и вдруг —  сладость во рту появилась! Всё детство, пока мы тут бегали, я ощущал эту сладость во рту. Оказывается, этот сладкий вкус даёт один из компонентов гептила (токсичного ракетного топлива. — Прим. ред.). И тут я понял  — надо отсюда уходить. У меня были накоп­ленные отгулы, да и в основном я выполнял различные работы на стадионе. Была заводская команда, игроки которой на два дня в неделю освобождались от работы на заводе.

В 1980-­м году я ушёл работать в строительное управление и начал строить двух­этажное здание на стадионе «Метеор». В этом году и женился. Тогда ещё будущая жена приехала к нам на Новостройку в техникум учиться. Один товарищ пригласил в общежитие, где девчонки жили. Ну вот я и зашёл! Почти 40 лет вместе.

Спортивная жизнь на стадионе кипела, команды выступали на первенствах и чемпионатах Московской области. Всё было хорошо, пока завод не сократил финансирование на содержание спорткомплекса. «Метеору» ещё повезло — Вячеслав Васильевич Веневцев был уважаемый человек не только здесь, но и в области. Не то чтобы областное руководство сильно помогало, но и не было указания всё развалить. Правда, в какой­то момент я отчаялся и решил окончательно уйти со стадиона.

 

Как Витязь помог Пересвету

— Это были уже 1990-­е годы. В спорткомплексе платили копейки, жить на эти деньги было невозможно. Помогло случайное знакомство с руководителем рынков в Сергиево­-Посадском районе. Так я получил работу сварщика на рынке в Пересвете и зарплату в два раза больше, чем на стадионе. Работал и там, и там. Пошло­-поехало, купил домой мягкую мебель, новый холодильник.

Хуже обстояли дела в спортивной жизни «Метеора». В 1997­-98 годах хоккеисты «Метеора» и краснозаводского «Старта» объединились с командой из ГАЭСа и играли на первенство Московской области, как команда «МосЭнерго». Мужская сборная «МосЭнерго» выступала даже на первенстве России. Там играли Андрей и Дмитрий Преловы, Олег Тулупов... Много хороших хоккеистов. Только в начале нулевых «Метеор» вновь выставил свои команды на областные соревнования. Однако материальное состояние команд оставляло желать лучшего. Финансирования почти не было. Всё изменила ещё одна счастливая встреча. В Чехове перед матчем мужских команд подошёл ко мне один из основателей и покровителей клуба «Витязь» Николай Павлинов. Присели в раздевалке, разговорились. Я ему рассказал про «Метеор», что пытаемся начать снова развивать хоккей, но формы нет, клюшек нет, финансирования нет. Он спросил, что именно надо? А мне стыдно просить. В итоге написал ему, что неплохо было бы обзавестись комплектом на хоккейную команду —  от коньков до клюшек. Мы проиграли команде из Чехова 9:10 и уехали в свой Пересвет.

Закончилась зима. Мы уже и забыли про тот разговор с Павлиновым. Тут раздаётся звонок: машина с формой выехала, встречайте. Приезжает удлинённая фура с надписью «Витязь» и их эмблемой, забитая формой. Я расплакался! Что в ответ сделать человеку, у которого всё есть? Пошёл к местному краснодеревщику, попросил сделать большую композицию воина Александра Пересвета и чеховского Витязя, и отвёз её туда. Благодаря такой встрече «Метеор» получил новый виток развития.

На льду легче, чем на скамейке

— Я люблю, когда человек работает с душой, получает удовольствие от того, что он делает. Если отсидел день, и слава богу, — этого я не приемлю. Даже делать разметку на льду можно по-­разному. Можно шлёпнуть кисточкой, и краска разлетится по поверхности. А можно аккуратно провести, кисточку перевернуть и продолжить линию. Я сдержанный руководитель, когда мне надо принять какое­-то решение, я вспоминаю, как поступил бы Вячеслав Веневцев: сдержался, не нагрубил, взял паузу, обдумал. Иногда бывает — могу вспылить, прикрикнуть, но потом жалею. Несмотря на то, что большая часть времени уходит на работу в качестве руководителя и тренера, про спорт я не забываю. Команда ветеранов регулярно тренируется, продолжает играть товарищеские матчи. Не отпускает меня хоккей, радость от игры настолько велика — невозможно завязать!

Подготовила Дарья Трофимова