Каждый год в редакцию газеты «Вперёд» приходит много жалоб читателей по вопросам обеспечения льготными лекарствами. То их нет в наличии, то людей отправляют за ними по разным аптекам района, а теперь ещё и новый закон по импортозамещению лекарственных препаратов вступил в силу. По итогам 2018 года 86 % наименований из «Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» были отечественными. Но не всем российский аналог подходит.

«Жалоб за последний год на льготное лекарственное обеспечение зафиксировано примерно в три раза меньше, так как данная сторона работы находится на особом контроле», — рассказывает Татьяна Крошихина, ответственная за обеспечение лекарственными препаратами в Сергиево-Посадской Районной больнице.

По её словам, Министерство здравоохранения Московской области закупает лекарственные препараты по международному непатентованному наименованию (МНН), а лечащие врачи, в свою очередь, в силу действующего законодательства обязаны выписывать лекарственные препараты тоже только по МНН. А вот какое торговое название будет закуплено и придёт в аптеки — зачастую сюрприз, как для врачей, так и для пациентов.

Татьяна Крошихина поясняет, что, действительно, для замены одного выписанного лекарства на другое по торговому наименованию необходимо время, а решение в итоге принимает врачебная комиссия медицинской организации на основании чётко прописанной в нормативных документах процедуры.

Если препарат по каким-то причинам пациенту не подходит, это нужно ещё доказать. Например, когда организм ответил на принимаемые таблетки негативно, необходимо, чтобы это зафиксировал врач. Можно вызвать скорую помощь или обратиться в поликлинику. Потом уже лечащий врач должен будет направить в Росздравнадзор извещение утверждённого образца с заполненной таблицей, где укажет торговое наименование препарата, которое вызвало неблагоприятную реакцию, побочный эффект или отсутствие положительного эффекта. После этого врачебная комиссия может найти основания для принятия решения о замене препарата одного торгового наименования на другое.

Дженерик для Мирона

В прошлом году шестилетнему Мирону Трунцову пересадили почку. Теперь ребёнку ежедневно необходимо принимать препарат «Програф», цена которого, по словам мамы мальчика Инги, колеблется от 2 до 4 тысяч рублей за упаковку. Купить его можно только в Москве. При этом ребёнку настойчиво выписывают российский препарат, так называемый дженерик — лекарство-копию, которое совпадает с оригиналом по количеству действующего вещества.

Летом семья приходила на приём к уполномоченной по правам человека в Московской области Екатерине Семёновой. После чего медики обещали сделать индивидуальный заказ на лекарство. Прошло четыре месяца. Родители по-прежнему тратят по 10-12 тысяч на лекарство ежемесячно.

«В случае с ребёнком с пересаженной почкой отмечу, что документы на него находятся в поликлинике по месту проживания, они в стадии подготовки для передачи в Минздрав Московской области для решения вопроса о возможности индивидуальной закупки для него препарата «Програф». Необходимые документы родители ребёнка передали в поликлинику только недавно, с ними сейчас работают», — прокомментировала ситуацию Татьяна Крошихина.

В погоне за лекарством

Одна из самых частых жалоб, которую мы слышим от читателей: «За льготным лекарством приходится бегать из одной аптеки в другую, а иногда вообще путешествовать в отдалённые населённые пункты». Эта проблема не уходит из Сергиево-Посадского округа на протяжении многих лет. Ожидалось, что с открытием аптеки полного цикла вопрос перемещения лекарств удастся решить, но, как рассказывает Татьяна Владимировна, основные задачи у этого фармацевтического заведения другие: «Главное, чего ждали от этой аптеки — отпуск и продажа по рецептам наркотических и психотропных препаратов, необходимых, например, для обезболивания и лечения определённых заболеваний. По данному направлению аптека успешно работает с марта 2019 года, поэтому сейчас нет необходимости пациентам и их родственникам ездить за пределы округа за этими препаратами».

По её словам, все аптеки района, которые отпускают льготные препараты, входят в структуру ГБУ МО «Мособлмедсервис», но не подчиняются Районной больнице, поэтому повлиять на её руководство медики никаким образом не могут.

«Мы неоднократно поднимали проблему перемещения лекарственных препаратов из одной аптеки в другую и на селекторных совещаниях, и писали в данную организацию письма, но, увы, до сих пор вопрос кардинально не решён», — рассказывает Татьяна Крошихина.

И добавляет, что если пациент или его родственники не могут забрать лекарственный препарат из другой аптеки, доставить его может сотрудник ГБУ МО «Мособлмедсервис» — но только в определённые дни, когда по утверждённому на месяц графику осуществляется доставка препаратов со склада, а это лишь один раз в неделю.

Есть и другой вариант: можно обратиться с данной проблемой к лицу, ответственному за льготное лекарственное обеспечение, такой человек есть в каждой поликлинике, и он возьмёт вопрос на личный контроль.

Для тех, кто живёт в сельской местности, где нет поликлиник, но работают фельдшерско-акушерские пункты, пока хороших новостей нет. Им по-прежнему необходимо ездить в ближайшие аптечные пункты, где выдают льготные лекарства. В Районной больнице заверили, что над этим вопросом работают.

Повышенные дозы

С января этого года на и так изрядно уставших и больных людей, которым необходимы льготные лекарства, свалилась ещё одна напасть. Минздрав региона запустил программу, автоматически блокирующую излишнюю выписку препаратов. В ней заложены инструкции с указанием курсовых и терапевтических доз. Если вопрос в 2-3 таблетках, которых не хватает на курс, тогда можно прийти за несколько дней до окончания имеющегося на руках препарата и получить рецепт для продолжения лечения.

Если же речь идёт о дозах, превышающих рекомендованную в разы, — это решается в индивидуальном порядке. Медицинское учреждение связывается со службой технической поддержки программы льготного лекарственного обеспечения и обосновывая необходимость превышения дозы для конкретного пациента, просит открыть на короткое время доступ для формирования рецепта. После чего врач печатает рецепт, и доступ снова закрывается. Так Минздрав области регулирует выдачу льготных лекарственных препаратов.

Кому жаловаться

Если возникли проблемы с обеспечением льготными лекарствами, для начала озвучить их можно своему лечащему врачу, затем ответственному за данный раздел работы сотруднику в поликлинике, к которой пациент прикреплён.

Если и это не помогло, можно обратиться к Татьяне Владимировне Крошихиной по телефону +7 (496)551-84-81 или озвучить на личном приёме в кабинете № 317 районной поликлиники.

Помимо этого, жалобу зафиксируют в приёмной главного врача Районной больницы по телефону +7 (496) 542-12-95, также её можно отправить по электронной почте на адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Телефон горячей линии компании «Мособлмедсервис» +7(495)748-48-80.

Евгения Кинтушева 
Фото Сергея Семенькова