Идём по следу нашего земляка, оформлявшего ВДНХ и станцию «Таганская», автора знаменитого «Лося молодожёнов» на Ярославском шоссе.

Среди отзывов советских граждан, посвящённых открытию в августе 1939 года Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (будущей ВДНХ), попадались и такие: «Среди скульптур особенно замечательныфигура на коне легендарного Чапаева (работа бывшего беспризорника, ученика Абрамцевской школы), венчающая собой павильон «Поволжье».

Имя бывшего беспризорника удалось установить быстроПавел Баландин, и его судьба действительно была связана с Сергиевым Посадом.

Биографические данные о нём чрезвычайно скупы. Павел Александрович Баландин родился в Пермском крае в 1912 году. Учился в Абрамцевском художественном училище и Московском высшем художественно­промышленном училище («Строгановка»). В 1930­х работал в артели «Богородский резчик», выполняя образцы игрушек и декоративных скульптур. Автор монументальных скульптур «Чапаев» и «Пограничник с собакой», изначально установленных на ВСХВ. Участник выставок (с 1935 года). Скончался в 1979 году.

Попытаемся всё же выяснить подробности его биографии.

Помогла старая периодика. В январском номере журнала «Смена» за 1936 год был опубликован очерк о молодом скульпторе П. Баландине — участнике Московской осенней выставки и о том, что его работы купил Моссовет для оформления гостиницы «Москва».

В этом же номере находим автобиографию скульптора, и легенда о «хотьковском беспризорнике» проясняется. Он родился в крестьянской семье. Мать умерла, когда ему было полтора года. Отец поехал в Москву, на заработки, взял с собой Павла и его брата. Женился, но тут грянула Первая мировая война, в 1914 году его призвали в армию, где он попал в плен и умер. Мачеха перекинула детей тётке, а тётка через некоторое время отдала «в люди» (в подмастерья). От хозяев Павел сбежал, связался с компанией беспризорников, странствовал с ними по Волге, в 1925 году попал в облаву, а потом в детский дом. Из детского дома тоже бежал, но явился добровольно в спецраспределитель, а оттуда его отправили в колонию для трудновоспитуемых.

Перековался Павел быстро — поступил в Абрамцевское училище, а потом в Богородское. В 1932 году уехал в Москву, в Институт художественной промышленности.

В 1939 году в столице прошла первая в отечественной истории выставка художников­анималистов, посвящённая 75­летию Московского зоопарка. Среди экспонентов были и работы Павла Баландина — критики характеризовали его как художника своеобразного темпераментного дарования.

Но основной задачей скульптора в то время было оформление павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Наш герой вошёл в коллектив архитектурной мастерской выставочного комитета ВСХВ.

Со скульптурой «Красноармеец в дозоре» (павильон «Дальний Восток») получилась накладка: боец был в полушубке, но так как открытие выставки приходилось на лето, пришлось срочно героя «переодевать». В дальнейшем П. Баландин выполнил её варианты в малых формах — для фарфора и бронзы.

Критика отмечала, что другая его работа, семиметровый Чапаев, как­то теряется на фоне огромного павильона «Поволжье» (с чем вряд ли можно согласиться — венчавшая здание конная скульптура была отлично видна. — Ред.).
В 1954 году, когда выставка подверглась капитальной перестройке и региональные павильоны стали переделывать на отраслевые, Василия Ивановича посчитали лишним. И Чапаев переехал на родину, в столицу Чувашии, где он стоит до сих пор. Выполненную из армированного железобетона скульптуру распилили на четыре части и по железной дороге перевезли в Чебоксары.

Любопытно, что памятник выполнен в очень реалистичном виде: например, комдив изображён в двух левых сапогах, так как в годы Гражданской войны они шились по одному лекалу на левую ногу. Скульптура считается удачной: в 1984 году её перелили в бронзе.

Кроме «Красноармейца в дозоре» и «Чапаева» в 1939 году Павел Баландин участвовал в оформлении павильона «Главмясо» («Животноводство»): эффектны были его «Быки» и «Зубробизон», а также настенный барельеф. И это далеко не полный список.

Как скульптор-­монументалист Павел Александрович участвовал в оформлении станции метро «Таганская» Кольцевой линии (открыта в 1950 году).

В послевоенные годы он перешёл на мелкую скульптурную пластику. Произведения той поры стали хрестоматийными: фарфоровые «Пионер с жеребёнком», «Львица со львёнком», бронзовый «Лев», скульптурные композиции «Чапаев на коне» (миниатюрный повтор скульптуры с ВСХВ), пресс­-папье «Лежащий тигр», всё тот же «Пограничник в дозоре», «Партизанка на лошади».

Не забывал скульптор и дерево, с которого начался его творческий путь, — успех имели деревянные скульптуры «Архар», «Токующий глухарь» и другие.

А его скульптура «Лось», точнее, её гипсовый тиражированный вариант, установленный на Ярославском шоссе на выезде из Сергиева Посада, многие годы привлекал молодожёнов и сделался культовой фигурой.

Александр Седой