Виды Чукотки, к которой справедливо и несправедливо порой применяют разные эпитеты­крайностисамый восточный, самый холодный, самый экзотичный или самый дорогой регион страныпредставлены на фотовыставке во Дворце культуры им. Ю. Гагарина.

В Южном фойе ДК собраны работы Владимира Сертуна. Он геолог, диктор Чукотского радио, путешественник, фотограф, председатель местного отделения Русского географического общества. Владимир Сертун приехал в эти края сорок лет назад и никогда не уезжал надолго.

В Северном фойе мы видим регион глазами молодого священника, сергиевопосадца Александра Сухова, у которого только закончилось двухгодичное распределение в Анадырь. Ещё до служения он занимался фотоделом, организовывал выставки в Сергиевом Посаде, в том числе и в этом же Дворце.

Сравнивая взгляд человека, проведшего на полуострове десятилетия, и новичка, мы можем сложить своё представление о «холодном и дорогом» регионе. В каком­то смысле стереотипы оправданы: на доброй половине кадров лежит устойчивый снег, а об уровне цен можно судить по реплике самого о. Александра, пошутившего о «чукотском фикспрайсе — всё за тысячу». В подтверждение слов есть кадр: прилавок магазина с грушами, 920 рублей за килограмм, в то время как зарплаты держатся на уровне сорока тысяч.

Но это то, что на поверхности. Чукотка на фото Владимира и Александра — яркая, где гребцы рассекают волну, где зажигаются огни города, взлетают вертолёты, играют дети, переливается интенсивными цветами мох. В отдельной галерее представлены портреты литераторов, создателей лодок, охотников и оленеводов, простых жителей Чукотки.

Образы ожили в фильме «Добро пожаловать в Энурмино!», который показали в тот же вечер. Режиссёр Алексей Вахрушев снял ленту о рядовом посёлке, а вовсе не чукотских потёмкинских деревнях, куда любят приезжать политики и туристы. В посёлке Энурмино, с ударением на «у», единственный транспорт — собаки. Есть вертолёт, но улететь на нём сложнее, чем прилететь — с обратными рейсами проблемы. Уровень само­убийств в девять раз превышает российский. Дети проводят с родителями только лето: все остальные месяцы они живут в интернатах. В магазинах арестовывают партии алкоголя, но эти акции без комплексной работы с привлечением психологов и социальных работников не дают результата.

За десять лет, прошедших с момента появления фильма, ситуация в чём­то изменилась. Какая она, современная Чукотка, можно будет узнать из новых фильмов, которые продолжает снимать Алексей.

Владимир Крючев