В 1792-1793 годах Московский митрополит Платон (Левшин) и Главнокомандующий в Москве и губернии князь Прозоровский занимались согласованием проекта перепланировки Сергиевского посада, точнее, той его части, где располагались земельные владения Троице­-Сергиевой лавры.

Тем временем, в южной части Посада, где земельные владения монастыря были незначительны, работы по перепланировке уже разворачивались. По требованию губернского землемера Григория Хомякова и распоряжению посадской Ратуши мещане заготовили деревянные столбы и вехи, необходимые для обозначения участков.

Работы начались 7 (18) мая 1792 года с разбивки на местности границ кварталов, запланированных в регулярном проекте. Напомним, что он был разработан годом ранее по инициативе князя Александра Прозоровского. Разбивкой кварталов занимались присылаемые в Посад землемеры из других уездных городов. Вначале участки были размечены с южной стороны Посада (ближе к Москве) вдоль Большедорожной или Московской улицы — это южная часть современного проспекта Красной Армии.

Вскоре от губернского землемера в посадскую Ратушу были представлены на утверждение и регистрацию первые «крепости» или «билеты». Так называли имеющие законную силу документы на владение дворовыми местами. Билет включал фамилию будущего владельца, номер квартала, план дворового места с указанием его размеров и площади. Для получения билета граждане должны были подать в Ратушу прошение с указанием желательной для них улицы, на которую будет выходить передний фасад их будущего дома.

Процесс оформления билетов можно представить следующим образом. По мере накопления прошений Ратуша передавала их землемерам, направляемым то из одного, то из другого уездного подмосковного города в Сергиевский посад. Уездные землемеры намечали дворовые места на общем регулярном плане Посада, по мере возможности удовлетворяя желания просителей. Затем оформлялись черновики билетов, которые передавались губернскому землемеру. Он утверждал  правильность составления документов  и передавал их в посадскую Ратушу или же самому просителю. В Ратуше с билетов снимались копии, а на оригиналах ставились отметки о предъявлении их местным властям.

Первыми билеты на владение дворовыми местами получили самые авторитетные посадские купцы: бургомистр Андрей Ерофеев и Савва Прокофьев. Они же первыми возвели на отведённых им дворовых местах каменные двухэтажные дома — первые каменные жилые дома в Сергиевском посаде.

Дом Прокофьева — предположительно именно он изображён на фото — сохранялся вплоть до 1980-­х годов. Он стоял на углу проспекта Красной Армии (бывшей Московской) и улицы Кооперативной (Рыбной) с нечётной стороны. В настоящее время место этого дома и его дворового участка занимает современное здание с офисом банка (проспект Красной Армии № 91) и автобусная остановка перед ним.

В мае 1792 года ещё два билета на дворовые места «на Московской большой дороге» получили купцы Семён и Алексей Мокеевы; первый под деревянный дом на каменном фундаменте, второй — под постройку каменного дома.

До конца 1792 года билеты на свои новые участки в размеченных кварталах Посада получили около десяти человек. Это немного. В хранившейся в Ратуше так называемой «Обывательской книге» к началу указанного года в Сергиевском посаде насчитывалось 18 мест дворянских, 24 церковных, 160 купеческих, 305 мещанских, а всего 553 дворовых места. Соответственно, всего требовалось подготовить 553 билета.

С учётом ежегодной записи в купечество и мещанство Сергиевского посада лиц из других городов и сёл, билетов на дворовые места в кварталах Посада требовалось ещё больше. Заметим также, что в список не было внесено немалое число живших в Посаде крестьян. Предполагалось, что взамен утраченных дворовых мест в городской черте крестьяне получат дворовые места за окраиной.

В следующем 1793 году, судя по протоколам Ратуши, билеты на дворовые места не выдавались. Лишь 5 октября один из посадских мещан получил разрешение на дворовое место в юго­восточной части Посада, в квартале под номером 29 между улицами Вознесенской, Болотной и Репной (Кооперативной). Четыре дня спустя, 9 (20) октября князь Прозоровский известил митрополита Платона о согласии со всеми его требованиями по изменению проекта перепланировки.

Главное для Лавры изменение, внесённое в проект по настоянию Московского архипастыря, — оставление прежнего северо­восточного направления Большедорожной или Переславской улицы; это северная часть современного проспекта Красной Армии. В результате сохранились обширные монастырские огороды севернее Белого пруда между названной улицей и улицей Большой Кокуевской.

Согласование проекта ускорило работы по перепланировке Сергиевского посада; они возобновились в 1794 году.

Константин Филимонов