Этим не очень жарким летом в потоке новостей затерялся неприметный закон, принятый Госдумой и подписанный президентом страны в июле 2019 года. Отныне при предприятиях и стройках можно будет открывать филиалы для работы заключённых. Соответствующие изменения внесены в Уголовно­-исполнительный кодекс РФ.

Закон предлагает два вида учреждений­-филиалов: исправительных учреждений и колоний­-поселений. Разница в условиях содержания, остальные же моменты одинаковы: типовой договор, заключённый через УФСИН, плюс разрешение федеральных властей.

Напомним, что работают заключённые и сейчас, но на предприятиях непосредственно при местах отбывания наказания.

В материале «Российской газеты» председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев так объяснил необходимость закона: «Нередко предприятия в малонаселённых районах испытывают нехватку рабочих рук. С другой стороны, есть очевидные проблемы с трудоустройством осуждённых. Теперь появится возможность открывать филиалы колоний­поселений и исправительных центров при предприятиях и крупных стройках».

Звучит неплохо, хотя ассоциации могут возникнуть не самые лучшие: в истории нашей страны много примеров участия заключённых в больших «стройках коммунизма» — от Беломорканала до близлежащего канала им. Москвы.

Есть в законе и другая настораживающая деталь: организация общежития, технических помещений, прочего необходимого — всё перекладывается на плечи «администрации организации, в которой работают осуждённые». Что за частные или условно­частные компании согласятся за свой счёт полностью содержать таких сотрудников, а главное, на каких условиях? Узнаем в 2020-­м — закон вступает в силу с января следующего года.

Иннокентий Майоров