В 1791 году Екатерине II было не до административных реформ

В 1791 году по инициативе Московского главнокомандующего князя Александра Прозоровского на свет появился первый проект перепланировки Сергиевского посада. Им предусматривалось устройство вокруг церкви Вознесения Господня обширной площади с местами для зданий казначейства, суда, городничего и проч. Однако названные учреждения были обязательны для уездных городов, в то время как наш Посад таковым не являлся. Неужели на рубеже XVIII и XIX веков предполагалось изменить его статус?

Победоносная русско-турецкая война шла к завершению

Ответ на этот вопрос находим в послании князя Прозоровского императрице Екатерине II. Письмо, посвящённое частичному административному переустройству Московской губернии, датируется сентябрём­октябрём 1791 года. Объехав в 1790 году вверенную ему губернию, князь нашёл, что некоторые её уездные города, учреждённые недавно из сёл, «никогда городами быть не могут», так как одни их жители занимаются исключительно хлебопашеством, а другие, «не имея ни промысла, ни состояния», все разбежались и где находятся, неизвестно.

Заметим: жители этих городов, недавние крестьяне, разбегались, главным образом, потому, что высшее начальство, объявив их сёла городами, не поспешило наделить города положенной по законам выгонной землёй (для выпаса скота и других сельскохозяйственных нужд).

Но вернёмся к письму. К числу ошибочно учреждённых уездных городов князь Прозоровский отнёс недавние казённые селения Подольск, Никитск (село Колычево), Воскресенск и Богородск (Ногинск). Сергиевский посад был включён в уезд Богородска при своём учреждении в 1782 году, но затем был переведён в состав Дмитровского уезда.

Князь Прозоровский предложил «уничтожить» четыре перечисленных города, то есть вернуть им статус земледельческих селений. Сергиевский посад, по его мнению, должен был, наоборот, получить статус не посада (в современной терминологии — посёлка городского типа. — Прим. ред.), а полноценного уездного города. В пользу этого выставлялась отдалённость Посада от ближайших к нему уездных городов Богородска и Дмитрова. В пользу Посада как уездного центра играло также «достаточное число» жителей, записавшихся в купечество и мещанство.

Не позднее сентября­октября 1791 года князь Прозоровский отправил свои соображения по переустройству Московской губернии императрице. В этом же году по его указанию был создан проект перепланировки Сергиевского посада с обозначением мест для зданий уездной администрации. Из сопоставления названных фактов следует закономерный вывод: проект иллюстрировал предложение Прозоровского о превращении Сергиевского посада в уездный город — центр отдельного от Богородска и Дмитрова уезда.

Тем временем внимание стареющей Екатерины II, утомлённой проведёнными государственными реформами, занимали другие вопросы.

Завершалась победоносная для России война с Турцией за Крым. Со дня на день можно было ожидать просьбу турок о прекращении боевых действий, почему следовало заранее определиться с требованиями к поверженному противнику.

Штурм Бастилии. Великая французская революция

Чрезвычайно тревожила и разгоравшаяся революция во Французском королевстве. В июне 1791 года, после неудачной попытки бежать за границу, король Людовик XVI с семьёй фактически стал пленником революционных властей Парижа (и в 1792 году был казнён на гильотине. — Прим. ред.). В сентябре 1791 года австрийский император призвал европейских монархов общими усилиями спасти королевскую власть во Франции. Начиналась подготовка к созданию монархической коалиции.

Неудивительно, что отвлечённая столь важными событиями Екатерина II известила Московского главнокомандующего князя Прозоровского о нежелании «переломки», которая может последовать от изменения границ уездов и перемены городов Московской губернии.

Высочайшее нежелание административной «переломки» остановило переустройство Московской губернии. Но перепланировка Сергиевского посада воспрещена не была; она и началась в мае 1792 года.

Городская площадь с административными зданиями разместилась возле Вознесенской церкви (фото 2019 г.)

Константин Филимонов