Старые стены, новые люди

Кооперативная улица, 35. Дом художника Фаворского, одного из самых известных книжных графиков.

Двухэтажный старый дом, рядом ни души, окна пустые, а некоторые закрыты металлическими листами. Кирпичи стен крашены в несколько слоёв, наплывающих друг на друга. Первое впечатление — тут никто не живёт. Но вдруг открывается дверь сбоку здания, из неё заинтересованное: «Вы к кому?».

Это Алексей, который несколько лет назад купил несколько квартир в этом доме и объединил их в гостевой дом. Он принципиально не называет его «хостелом»: в обычные хостелы по соседству он отправляет парочки, которым нужно уединиться, или подвыпивших и даже просто агрессивных людей.

Несколько лет назад он сделал на первом этаже полузаброшенного дома ремонт. Снаружи ничего изменить не может — Алексей ссылается на некий охранный реестр, который запрещает менять внешний вид (в федеральном и региональном списках объектов культурного наследия мы этот дом не нашли).

Это именно комнаты для тех, кто приезжает помолиться. Таблички на двери нет, но православные паломники находят её и так. «Откуда ко мне только не приезжают — были из Израиля, и Америки, всем очень нравится». Отзывы о «не­хостеле» в интернете интересно читать как книгу, и почти все доброжелательные: отмечают хорошую звукоизоляцию за толстыми старинными кирпичными стенами, пишут, что несколько дней в доме с иконами и свечами «открыли глаза», и «если вы любите пообщаться на предмет своей жизни, Церкви — останетесь довольны».

Закон, который с октября усложняет жизнь хостелов в жилых домах, скорее всего, этого дома не коснётся — документ разрешает принимать гостей в помещениях на первом этаже с отдельным входом.

Но проблемы у самого дома, где по соседству с гостиничными номерами всё ещё живут несколько человек, остаются: при том, что за последние пару лет здесь поменяли кровлю и сделали новую проводку, здание по­прежнему выглядит не лучшим образом.

А ведь этот дом когда­-то принадлежал семье купца Машинского, который был уважаем настолько, что вся часть этой улицы, ныне Кооперативной, называлась Машинским переулком.

Ещё один дом Фаворского!

Вифанская улица, 99.

Здесь у Владимира Фаворского нашёлся ещё один адрес! До того как перебраться в дом Машинских на Кооперативной улице, несколько лет художник жил на Вифанской (тогда — Комсомольской) улице в доме
№ 99, совсем рядом с домом М. М. Пришвина. Номер дома мы узнали из каталога выставки «Художественная жизнь Сергиева в 1920­е годы» 1982 года издания.

Этот особнячок­«сундук» долго держался — сохранял свой первоначальный облик, но несколько лет назад началась его капитальная затянувшаяся перестройка. Как и в доме Пришвина, живёт там обычная сергиевопосадская семья. Снимок сделан осенью 2005 года.

Дом, табличка, памятник

Вифанская улица, 81. Дом, где жил писатель Пришвинавтор добрых рассказов о природе и едких дневников о современности.

Сегодня там живут совсем другие люди, к Михаилу Михайловичу Пришвину прямого отношения не имеющие, но в пятидесятых годах был момент, когда история могла пойти совсем по другому пути. После смерти писателя семья продавала недвижимость, и одним из покупателей тогда могло стать государство. Говорят, что это был реальный шанс открыть музей в городе, где он прожил 11 лет с 1926 года. Но власти Загорска от идеи отказались, и особняк — снизу камень, сверху дерево — остался частным домом.

Интересная деталь: владельцы сохранили подлинный аншлаг — табличку особой конструкции с указанием номера дома, который, не исключено, застал ещё и хозяина­писателя.

Во второй раз местная администрация напомнила о себе в 1994 году, выделила деньги на ремонт фасада. Ещё через 12 лет местные краеведы, кропотливо собиравшие остатки информации о посадском периоде Пришвина, по своей инициативе оттёрли от грязи и ржавчины мемориальную табличку на доме: купили средство для чистки металла, принесли стремянку. Большого резонанса это тогда не вызвало — из всех зрителей набрались лишь две собаки, меланхолично взиравшие на происходящее, но методичный труд местных историков и литераторов неизбежно принёс плоды: ещё через девять лет в парке «Скитские пруды» по соседству открыли памятник писателю.

Неизвестный музей Розанова

Болотно­-Полевая улица, 2.

Дом, где последние годы жизни провёл философ Василий Розанов, считавший, что «на предмет надо иметь именно 1000 точек зрения — координаты действительности».

Годами краеведы, литераторы — да все, кому близка история родного города, — говорили, что нет лучше места для музея Василия Розанова, чем двухэтажный дом, единственный подобный старинный особняк в этой одноэтажной части города.

И немало многие удивились, когда узнали, что на бумаге такой музей был — и в том самом доме. Малоизвестный факт про­мелькнул в столичной прессе рубежа 1990­-2000­х, и на том исчез. Единственным подтверждением этого факта сегодня можно считать строчку в реестре организаций: регистрация музея на Болотно­-Полевой была отозвана несколько лет назад.

Газета «Вперёд» разыскала племянника одного из жильцов этого дома, который рассказал, что, действительно, мечта о музее была, но, столкнувшись с реальностью, от неё отказались — и решили официально поставить точку. Так и не начав.

Сегодня дом больше похож на дачу — жильцы приезжают обычно летом. Постоянно жить в таком здании сложно: он, как и дом Фаворского, находится в крайне плохом состоянии.

Имени Флоренского

Вифанская улица, 2. Культурный центр Павла Флоренского в Сергиевом Посаде.

Легко представить, что православный священник и учёный Павел Флоренский жил в этом доме на Вифанской, где только что открылся музей его имени. Но это не так — с 1915 по 1933 год Павел Александрович жил в деревянном одноэтажном доме по соседству (Пионерская, 19). Оба адреса упомянуты в федеральном списке объектов культурного наследия.

«Паскаль нашего времени», как звали его современники, помимо богословских трудов, занимался наукой — например, указал на роль йода в мыслительной деятельности.

Судьба отца Павла трагична: арест в 1933­-м, суд, десять лет заключения, Соловки, расстрел. Музей в том самом доме в начале Вифанской ещё в становлении, но уже сегодня можно проследить в экспозиции за драматичными поворотами его судьбы.

Не каждый знает

Дом 22/15 на улице Шлякова.

В ХХ веке он был связан с именами, известными не только в нашем городе. Сергей Тимофеевич Григорьев вошёл в историю русской советской литературы как писатель для юношества. Для подрастающего поколения начал он писать, когда перебрался в наш город в 1923 году, и к этому моменту он уже был вполне состоявшимся взрослым писателем.

Вряд ли у переезда в Сергиевский посад были какие-­то сакральные мотивы — скорее всего, писатель искал спокойное место для работы. Случилось так, что местные жители запомнили его не как писателя, а просто как соседа, который запускал воздушных змеев с местной детворой. В конце 1930­-х писатель уехал из Загорска, но история дома не завершилась — долго он был связан с педагогической семьей Байковских, а сейчас в нём живет искусствовед, сотрудник Сергиево­-Посадского музея­-заповедника.

Алекс Рдултовский, Владимир Крючев
Фото Сергея Семенькова