Мы продолжаем серию публикаций, посвящённую судьбе храмов и зданий Троице­Сергиевой лавры в советские годы. На этот раз речь пойдёт о церкви Сошествия Святого Духа — второй по древности после Троицкого собора.
В годы антирелигиозных гонений в ней размещались музейное хранилище, клуб безбожников и даже чайная.

20 апреля 1920 года Советом народных комиссаров был издан декрет «Об обращении в музей
историко-­художественных ценностей Троице­-Сергиевой лавры». Сошественская (она же Духовская) церковь была признана «памятником художественно­-исторической ценности» с определёнными ограничениями: в ведение Наркомпроса передавался только сам храм (стены), помещения же внутри были отданы в пользование Сергиевского исполкома.

Через месяц после издания декрета богослужения в Лавре были запрещены. С этого времени небольшая Духовская церковь использовалась как временное хранилище музея, но при этом в ней «квартировали» и другие организации. Так, в 1925 году церковь вместе с приделами (которые к тому моменту ещё не были разобраны) была отдана в пользование артели «Хлебопродукт».

Тремя годами позже южный придел Филарета Милостивого и вовсе передали Клубу безбожников. Внутри установили перегородки и двери для «красного уголка». Отметим, что в «красных уголках» в то время подразумевалось проведение занятий, относящихся к революционной деятельности: антирелигиозные лекции, занятия по ликвидации безграмотности, коллективные чтения советских газет и т. д. Сам же храм по-­прежнему был занят фондами музея.

В 1934 году в Духовской церкви размещалась столярная мастерская, а северная пристройка была занята «чайной, расположенной непосредственно над могилой Максима Грека». Вероятнее всего, чайную (переименованную впоследствии в буфет­-закусочную) разместили здесь в связи с тем, что по каким-­то причинами её не удалось организовать в одной из Подольных церквей возле Лавры (Пятницкой или Введенской). Известно, что в 1928 году власти планировали открыть чайную именно там по причине близости к базарной площади (которая размещалась тогда на месте нынешнего Мемориала Славы). В чайной предполагалось развернуть культурную работу среди крестьянства, заведовать ей должен был кооператив «Смычка».

Реставрация, 1940 г

С конца 1930-­х годов в храме всё же началась реставрация, в ходе которой выяснилось, что Духовская церковь изначально представляла собой храм-­звонницу (что к тому времени из-­за позднейших переделок не наблюдалось). Тогда же были разобраны приделы.

Во время войны (1944 год) церковь, как «не сохранившая древней росписи и древнего иконостаса» показывалась только как архитектурный памятник. Но в дальнейшем, «на основе длительной собирательской и научной работы», она должна была быть оформлена как церковный интерьер XVI века.

На 1 июня 1946 года памятник всё ещё находится в ведении реставраторов. Но 1946 год — это начальный этап постепенной передачи храмов московской Патриархии. И в октябре наместник Лавры Иоанн Разумов испросил у директора музея разрешения на передачу для Сергиевской Трапезной церкви иконостаса из «б. Свято-­Духовского храма» (в это время Трапезная как раз была передана Патриархии). На следующий день последовало разрешение на выдачу.

Через два года последовал приказ Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР о передаче церкви в ведение Московской Патриархии «с ранее переданным иконостасом». С тех пор в ней возобновились богослужения.

Нина Холодкова

СПРАВКА

Максим Грекрелигиозный публицист, писатель и переводчик, приглашённый Великим князем Василием III в Москву. Существует версия, согласно которой образованный афонский монах должен был разобрать знаменитую библиотекуЛиберию Ивана Грозного»), вывезенную из Константинополя после его падения и захвата османами (1458 год). Эта задача, как и само существование библиотеки, по сей день являются предметом научной и публицистической дискуссии.

Максим Грек прибыл в Москву в 1518 году в составе делегации Константинопольского патриарха. В течение нескольких лет он занимался переводом богослужебных книгв частности, Толковой псалтыри. Во время очень значимой для истории русской Церкви борьбы между нестяжателями (отрицавшими право монастырей на землевладение) и иосифлянами (придерживавшихся противоположной точки зрения) он встал на сторону нестяжателей и попал в опалу. Его обвинили в ереси и неправильном переводе богослужебных книгпри том что сам Максим Грек русского языка не знал и переводил с греческого на латынь, оставляя дальнейшее на совести русских толмачей. Из 38 лет, проведённых в России, 28 лет он провёл в заточении. 17 лет он был запрещён в причастиичто для глубоко религиозного человека, монаха, было невыносимо.

В 1551 году Максима Грека перевели на покой в Троицкий монастырь, где он и скончался в 1556 году.

На Поместном соборе Русской православной церкви 1988 года он был прославлен в лике преподобных.

СПРАВКА

Духовская церковь с приделами, нач. ХХ в.

Церковь Сошествия Святого Духа построена в Троицком монастыре в 1476 году псковскими мастерами на месте деревянной церкви, сожжённой татарами в 1408 году.

На тот момент это был второй каменный храм обители (первый, Троицкий собор, возведён в 1422 году).

Духовская церковь представляет собой очень редкий образец четырёхстолпного храма «под колоколы», при этом звонница размещена непосредственно под барабаном. На ней размещался особый «всполошный» колокол, возвещавший насельникам монастыря об опасности. Изнутри входа на звонницу нет, в древности в колокола звонили с земли, с помощью прикреплённой к балке верёвки.

Возле храма в 1556 году был похоронен Максим Грек, ныне причисленный к лику святых в лике преподобных.

К ХХ веку внешний вид церкви довольно сильно отличался от первоначального: килеобразные закомары были заложены кирпичом и скрыты простой четырёхскатной крышей, храм с трёх сторон окружён приделами. Они были разобраны в 1939-40 гг. под руководством архитектора Игнатия Трофимова.

В 1950­-х годах в Лавре начались масштабные реставрационные работы под руководством архитектора Виктора Балдина. Духовской церкви вернули изначальный облик в 1960 году. После расчистки стен на звонницу повесили шесть колоколов, взятых из запасников музея Новодевичьего монастыря.

Повторная реставрация церкви с укреплением её фундамента была проведена в 2013 году.